Содержание и источники экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 12:52, контрольная работа

Описание

Источники экологического права это - нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 36.33 Кб (Скачать документ)
  
  1. Содержание  и источники экологического права.
 
  Источники экологического права это - нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
  

  Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

  по  охране окружающей среды от вредных  воздействий в процессе хозяйственной  и иной деятельности;

  по  рациональному использованию природных  ресурсов;

  по  охране экологических прав и законных интересов физических и юридических  лиц;

  по  обеспечению экологической безопасности.

  Особенности российского экологического законодательства.

  Новейшее  российское законодательство в этом плане опережает законодательство других государств и международные  документы, в которых понятие "экологическая  безопасность" используется чрезвычайно  редко (предметом регулирования  последних, как правило, являются охрана окружающей среды, использование природных  ресурсов, защита экологических прав человека и пр.). 
     Такое состояние российского экологического законодательства иногда квалифицируется как неоправданное забегая вперед по сравнению с законодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой, манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом. Более того, ряд исследователей расценивает как некорректное само понятие "экологическая безопасность", прибегая примерно к следующей аргументации: отношения по обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, как деятельности по обеспечению их экологической безопасности, регулируются в рамках отношений по природопользованию и охране окружающей среды, и, соответственно, отсутствуют серьезные мотивы для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности в отдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим правом, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. 
     Такой подход имел бы свой резон, а, следовательно, и право на существование, если бы речь шла об "обычном" ухудшении качества окружающей среды в нарушение установленных стандартов. Но нельзя отрицать логику и в таком подходе, который ориентирует охранительные нормы в данной сфере на некий предел, порог допустимого загрязнения. И тогда предметом охраны (хотя и условно) становится "экологическая безопасность". Условность здесь приемлема в такой же мере, в какой мы говорим, допустим, о международной безопасности или о государственной безопасности, хотя объект охраны, в строгом смысле слова, и здесь можно было бы свести к состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и т.п. 
     Негативное отношение ряда авторов к такому выделению вызывает особую озабоченность в связи с тем, что его высказывают, порой, признанные авторитеты в области экологического права. Например, М.М. Бринчук делает вывод об отсутствии оснований для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы и о некорректности выделения обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации, наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст. 72 Конституции РФ2. При этом делается ссылка на чрезвычайно широкий спектр мнений, высказанных в отечественной юридической литературе, относительно содержания экологической безопасности: от обеспечения экологических прав и интересов человека, исключения экологического вреда природной среде и человечеству, защиты экологических интересов личности, общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды.

  В результате: одни авторы рассматривают  экологическую безопасность как  составную часть охраны окружающей среды; другие ставят между ними знак равенства; третьи включают в содержание экологической безопасности не только охрану окружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды; наконец, высказывается мнение о том, что обеспечение экологической безопасности - деятельность, осуществляемая наряду с охраной окружающей природной среды.

  Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

    1. По юридической силе - на законы и подзаконные акты.
      • Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
      • Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
  1. По предмету регулирования - на общие и специальные.
      • Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ).
      • Специальные - это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.).
    1. По характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.
      • Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).
      • Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических права и интересов и т.д. (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др.).
  2. По своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.

  Их  отличительной особенностью является систематизация эколого-правовых норм на базе основополагающих правовых принципов  путем их уточнения, ликвидации внутренних противоречий и совершенствования, развития в процессе нормотворчества. 

  Систему источников экологического права образуют:

    • Конституция Российской Федерации;
    • Федеративные договоры;
  • Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
    • Законы (конституционные и федеральные);
    • Указы и распоряжения Президента РФ;
    • Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
    • Нормативные правовые акты министерств и ведомств;
    • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
    • Локальные нормативные правовые акты;
    • Правовой обычай.
 
 
 

      2. Отрасли российского права.

     Нормы права, регулирующие определенный вид  однородных отношений, объединяются в  правовой институт, например, нормы, регулирующие отношения собственности институт, избирательную процедуру - второй, трудовые отношения третий и т.п. Совокупность связанных между собой норм (правовой институт), регулирующих общественные отношения в определенной сфере  жизни общества называются отраслью права. Отрасли Нрава различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет - это определенный вид общественных отношений, регулируемых нормами права. Метод - это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения. Ведущее место в системе права занимает государственное или конституционное право.

     Государственное право - отрасль права, объединяющая совокупность норм, регулирующих основы экономической, политической и социальной жизни общества. Конституционное  право - основная и фундаментальная  отрасль права, на основе которой  формируются другие отрасли права. Государственное право закрепляет основы общественного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов. Важнейшим нормативным актам, закрепляющим основы государственности, является Конституция РФ.

     Административное  право регулирует общественные отношения, складывающиеся " процессе управленческой деятельности исполнительных и распорядительных органов государства. Административное право определяет структуру и  компетенцию, закрепляет исполнительно-распорядительную деятельность управленческих органов  правительства, министерств, государственных  комитетов, ведомств, органов местного самоуправления.

     Финансовое  право регулирует отношения, возникающие  в процессе финансовой и бюджетной  деятельности государства, функционировании банков. других финансовых учреждений. Финансовое право включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств  государственными и иными органами. В первую очередь но связано с  формированием бюджета, сбором налогов, займов и т.п.

     Трудовое  право - это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и тесно связанные  с ними производные отношения  между работодателями и работниками на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования.

     Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с  ними личные неимущественные отношения. Гражданское право регулирует порядок  заключения и исполнения различных  договоров, вопросов наследования, авторства, изобретательства, «щиты чести, достоинства, деловой репутации.

     Хозяйственное право - это совокупность правовых норм, определяющих порядок руководства  хозяйственной деятельностью и  ее осуществления, регулирующих складывающиеся при этом хозяйственные отношения  между различными организациями.

     Семейное  право - совокупность правовых норм, определяющих порядок вступления в брак, основание  его прекращения, личные и имущественные  отношения между супругами, родителями и детьми, усыновленными и другими  родственниками.

     Земельное право - отрасль права, регулирующая земельные отношения в целях  обеспечения рационального и  эффективного использования и охраны земель. Земельное право регулирует также вопросы отчуждения земельных  угодий.

     Экологическое право - система норм, регулирующих общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и улучшение  благоприятных природных условий, охрану окружающей среды.

     Уголовное право регулирует отношения, связанные  с преступлениями и установлением  наказаний за их совершение. Уголовное  право определяет, какие деяния являются преступлениями и какие наказания  могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной  ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления.

     Международное право регулирует отношения между  государствами по различным вопросам общения и сотрудничества. Эта  отрасль не входит в систему государственного права России, она носит надгосударственный характер.

     Все перечисленные выше отрасли права  относятся к материальному праву. Помимо этого выделяются процессуальные отрасли права. К ним принадлежат: гражданско-процессуальное право и  уголовно-процессуальное право.

     Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность судебных органов и других участников гражданского процесса в связи с защитой  охраняемых законом прав и интересов  граждан и организаций.

     Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность суда, прокуратуры, следствия и дознания по рассмотрению и расследованию  уголовных дел. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность, связанную  с возбуждением, предварительным  расследованием, судебным рассмотрением  уголовных дел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  Понятие  и содержание режима рабочего  времени.

     Режим рабочего времени - это порядок распределения рабочего времени и времени отдыха в течение определенного календарного периода: рабочей недели, рабочего или рабочей смены.

     Режим и учет рабочего времени устанавливается  коллективным договором или правилами  внутреннего трудового распорядка. При сменной работе режим и  учет рабочего времени устанавливается  графиками сменности.

      Ст. 46 КЗоТ РФ устанавливает два вида рабочей недели: пятидневка и шестидневка. Рабочей день может быть нормированным (этот случай мы рассмотрели раньше) и ненормированным.

      Ненормированный рабочий день обязывает работника при невыполнении нормы в случае необходимости выполнять данную работу за пределами рабочего дня или более интенсивно. Повышенная нагрузка компенсируется по соглашению работника и работодателя материально или предоставлением дополнительного времени на отдых.

Информация о работе Содержание и источники экологического права