Виды земель в зависимости от их назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:10, доклад

Описание

Вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Под целевым назначением понимается узконаправленное определение видов использования земли, выполняемых ими функций в хозяйственных отношениях (место для развития промышленности, проживания граждан и расположения природных объектов). Основная цель разграничения земель на категории состоит в определении правового режима земельного участка, принадлежащего к той или иной категории, и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.

Работа состоит из  1 файл

виды земель-экоправо.docx

— 109.19 Кб (Скачать документ)

Виды  земель в зависимости от их назначения.

 
 

Согласно Земельного кодекса РФ, по целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на следующие категории (Земельный кодекс РФ, ст.7): 
1 — земли сельскохозяйственного назначения; 
2 — земли поселений; 
3 — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4 — земли особо охраняемых территорий и объектов; 
5 — земли лесного фонда; 
6 — земли водного фонда; 
7 — земли запаса.


Вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Под целевым назначением  понимается узконаправленное определение  видов использования земли, выполняемых  ими функций в хозяйственных  отношениях (место для развития промышленности, проживания граждан и расположения природных объектов). Основная цель разграничения земель на категории состоит в определении правового режима земельного участка, принадлежащего к той или иной категории, и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.

 

Землями сельскохозяйственного  назначения (Земельный кодекс РФ, ст.77) признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно — кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного  назначения могут использоваться для  ведения сельскохозяйственного  производства, создания защитных насаждений, научно — исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также хозяйственными товариществами и обществами (Земельный кодекс РФ, ст.78).

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральными законами от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О  государственном регулировании  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного  назначения", от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации", от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и др.

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (Земельный кодекс РФ, ст.83). Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

Согласно  Земельного кодекса РФ, ст.85 в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1 — жилым; 2 — общественно-деловым; 3 — производственным; 4 — инженерных и транспортных инфраструктур; 5 — рекреационным; 6 — сельскохозяйственного использования; 7 — специального назначения; 8 — военных объектов; 9 — иным территориальным зонам. 
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент (обязательный для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно — бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки (ИЖС), малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В состав пригородных могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. 
Земли промышленности и иного специального назначения используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, что позволяет отграничить данную категорию земель от земель всех иных категорий.

Земельный кодекс РФ также  указывает, что в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с  особыми условиями использования земель. Санитарно-защитные зоны - это полосы и земельные участки, выделяемые для ослабления и устранения загрязнений, вредных физических воздействий на здоровье человека. Выделение санитарно-защитных зон предусмотрено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Санитарно-защитные зоны создаются  для защиты населения от загрязнения, шума, радиации, электромагнитных излучений  и иных вредных физических воздействий.

Под землями особо охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Перечень видов земель особо охраняемых территорий не является исчерпывающим. В Земельном кодексе  РФ указывается, что Правительство  РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут  устанавливать иные виды земель особо  охраняемых территорий. Это, в частности, могут быть земли, на которых находятся  пригородные зеленые зоны, городские  леса, городские парки, охраняемые береговые  линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.

Земельные участки, отнесенные к изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Особо охраняемые территории можно определить как участки  земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются  природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение. Это заповедники, заказники, национальные и природные  парки, курорты и т.д. В систему  особо охраняемых территорий входят также памятники истории и  культуры, достопримечательные места  и др.

Земли лесного  фонда включают в себя лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). В соответствии со ст. 7 ЛК РФ леса, входящие в лесной фонд, отграничены от других лесов и древесно-кустарниковой растительности в зависимости от их расположения на землях лесного фонда. Поэтому граница земель лесного фонда служит критерием для такого разграничения и в то же время отделяет земли лесного фонда от земель иных категорий.

Земли лесного фонда занимают более половины территории России (59%). Их общая площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного  фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них  лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется  соответственно лесное и водное законодательство.

Лесной фонд находится  в федеральной собственности. На основании федерального закона может  допускаться передача части его  в собственность субъекта РФ. Граждане имеют право свободно и бесплатно  пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные  растения, охотиться. Однако это может  быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах  пожарной безопасности лесов или  ведения орехово-промыслового, лесоплодового  либо лесосеменного хозяйства.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Основной нормативный  правовой акт водного законодательства - Водный кодекс РФ, который устанавливает, что воды являются важнейшим компонентом  окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они  используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих  на территории Российской Федерации, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое  благополучие населения, существование  животного и растительного мира.

Вместе с тем порядок  использования и охраны земель водного  фонда определяется как водным законодательством, так и Земельным кодексом РФ.

При отнесении земель к  землям водного фонда имеет значение устойчивость покрытия земель водными  объектами, т.е. земли должны быть покрыты  водой вечно или большую часть  времени года. Если земли заливаются водой не на длительный срок, например в период половодья, суточных колебаний  речного стока, в период морских приливов, они не считаются водопокрытыми.

В Водном кодексе РФ поверхностные  воды и земли, покрытые ими и сопряженные  с ними (дно и берега водного  объекта), рассматриваются как единый водный объект. Следовательно, берега водного объекта также должны относиться к землям водного фонда. В Земельном кодексе РФ указаны  пределы берега поверхностного водного  объекта, который входит в состав земель водного фонда, - земли водоохранных зон водных объектов. Поэтому можно сделать вывод, что водоохранные зоны как неразрывно связанные с водным объектом находятся в составе земель водного фонда.

Земли запаса как самостоятельная категория земель включает в себя земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Такие земли не имеют постоянной определенной цели использования и служат резервом пополнения земель иных категорий.

Вместе с тем земли  запаса могут использоваться для  краткосрочных проектов - могут проводиться  землеустроительные мероприятия: разработка прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; составление проектов образований  новых землевладений, отвод земельных  участков в натуре; проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских  и изыскательских работ и др. Также  из земель запаса могут формироваться  специальные фонды земель.


Информация о работе Виды земель в зависимости от их назначения