Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Мировая торговля, зародившаяся несколько веков назад, внесла неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое сотрудничество, международную специализацию и кооперирование производства и услуг.
• Введение
o 1. Основные методологические аспекты внешней торговли
o 2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли
o 3. Внешнеторговый баланс РФ
o 4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках
o 5. Перспективы присоединения России к ВТО
o Заключение
o Список использованной литературы
o Приложения
К тому же Россия к настоящему времени находится лишь в начале второй десятки стран по расходам на НИОКР ($11,6 млрд). Лидирующие позиции в сводном рейтинге стран по этому показателю с большим отрывом занимают США ($282 млрд), Япония ($103 млрд), Китай ($59, 8 млрд), Германия ($53,9 млрд). Эти данные получены от экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).30 стран ОЭСР потратили на НИОКР $645 млрд. или 2,33% их совокупного ВВП. А это - будущие конкурентоспособные товары и услуги на мировых рынках. Любопытно, что на долю государственного бюджета приходится 40% расходов на НИОКР Китая, 27% - на НИОКР США, 18% - Японии и 15% - в России. [7, стр.119-121]
Для исправления ситуации нужно координировать действия государства при регулировании ответственности бизнеса перед обществом и перенести тяжесть регулирования на саморегулируемые организации. Далее, нужно установить обратную связь между властью, бизнесом и обществом, перенеся на госорганы практику хозяйствующих субъектов, которые ежегодно по требованию закона устанавливают приоритеты финансирования экономики и по итогам года отчитываются перед обществом. В этом случае государство вполне может найти деньги для проектов НИОКР, например, через выпуск ценных бумаг. Поскольку этого пока не происходит, эксперты практически единодушно признают, что только по этой причине у России в ближайшие годы мало шансов на усиление своего присутствия на внутреннем и внешних мировых рынках.
Каждому ясно, что без притока инвестиций в компанию или страну невозможно расширить свое присутствие на рынке с конкурентоспособной продукцией. Нужно постоянное обновление основных фондов и пополнения оборотных средств для закупки новых технологий и осваивания процессов выпуска качественной продукции. Но у России с этим проблемы. И во многом это мешает ей выбраться из сырьевого капкана и стать страной, поставляющей продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Главным рычагом
перевода ресурсов, полученных в результате
продажи сырья (нефти, газа, металла
и химии), в полноценные инвестиции
в экономику страны служит необходимый
и достаточный спектр услуг в
этой области банковской системы. Для
бизнеса любого размера от малого
до крупного при производстве конкурентоспособной
продукции часто главным
Это обстоятельство в свою очередь вызывает рост корпоративной задолженности российских заемщиков уже перед иностранными кредиторами и опять же вызывает настороженность Министерства финансов РФ в, выражающуюся в виде всевозможных ограничений на такие заимствования. Круг замыкается и заемщику остается либо пробивать административные барьеры в РФ, чтобы получить доступ к дешевым и долгосрочным ресурсам, либо смириться с большими издержками, снижающими конкурентоспособность продукции на своем внутреннем рынке, не говоря уже о мировых.
Проблема добросовестного
исполнения контрактов тесно связана
с реформированием судебной системы
РФ, которая в настоящее время
не вызывает доверия у бизнеса. Она
всегда возникает в связи с
недобросовестным исполнением договоров
между производителями и
В большинстве стран деньги взыскиваются через суды общей юрисдикции, в то время, как в Канаде, Дании, Франции, Италии, Японии и Сингапуре для этого существуют специальные суды. Итоги работы судов напрямую сказываются на конкурентоспособности экономики, поскольку только вера в возможность отстоять свои права перед другими людьми и государством позволяет бизнесу создавать новые технологии и продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Проблемы внедрения
инноваций, обеспечивающих рост текущей
и перспективной
К ним относят нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти нововведения определяют научно - технический прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и так далее. В свою очередь научно - технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала свою нишу в международном распределении труда по применению инновационных процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.
Вопрос о интеллектуальной собственности в России сейчас сводится к следующему: будет существовать Россия как страна с собственными полноценными нематериальными активами из интеллектуальной собственности, создающими высокую добавленную стоимость и долю в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП) (как это успешно делают Китай и Индия), значительно повышающими ее капитализацию или ее отдельные куски станут объектом внешнего управления со стороны государств, где такая рыночная экономика уже состоялась (как это делают самые отсталые страны в Африке и Латинской Америке). Для того, чтобы избежать второго нужно практически с нуля создать совершенно новую нематериальную экономику, где правят бал право и интеллектуальная собственность, связанные с производством продуктов научно - технического прогресса.
В любой из стран,
успешно осуществляющих инновационную
деятельность с целью развития нематериальных
активов предприятий и
Именно результаты
труда по реализации инвестиционных
программ и их накопления в результате
инновационной деятельности служат
усилению инновационной позиции
страны во всем мире. Поэтому ближайшей
целью интеграции России в мировую
инновационную экономику, если власть
действительно заинтересована в
научно - техническом прогрессе своей
страны, могла бы стать настоящая
инновационная реформа, понимаемая
властью и обществом как
Инновационная
реформа должна заключаться в
слиянии интересов глобализации
инвестиционного бизнеса стран
ВТО и инновационного процесса в
России. Первый заинтересован в предоставлении
инвестиций с целью получения
доходов от инновационной деятельности,
а второй - в создании с помощью
этих инвестиций высокоинтеллектуальных
технологий и продуктов. Препятствием
их нормальных отношений являются риски
самого разного вида. К сожалению,
в России наблюдаются чрезвычайно
высокие налоговые риски
Таким образом,
текущая и перспективная
Те куски интеллектуальной
собственности, которыми управляют
представители крупного бизнеса, размещая
свои вложения в иностранные, пусть
не столь привлекательные активы,
имеющие мало чего общего с интересами
страны, за рубежом, стремясь угодить
своим фактическим внешним
К этому следует
добавить высокий уровень коррупции
в России, несущий для
Для государства, стремящегося развивать высокие технологии, является характерным использование при разработке стратегии многочисленных видов процессных моделей предотвращения махинаций с инновационными проектами. Подобные модели должны применять наиболее эффективные механизмы и методы регулирования профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями продукции, а также эффективной конвертации природных богатств и творческого потенциала страны в финансовые ресурсы. При этом проводить последовательные реформы банковской системы, способной к применению этих механизмов в отношении к реальной экономике, способной производить конкурентоспособную продукцию.
Внедрение в экономику систем менеджмента качества позволит эффективно вписаться в общемировые процессы производства конкурентоспособной продукции и защитить свой потребительский рынок от иностранной конкуренции.
Если власть
в условиях вызовов глобализации
сетевой экономики не предпримет
энергичные шаги в направлении роста
текущей и тем более
Из данных потенциала спроса и процента освоения внутреннего рынка России следует, что ряд отраслей экономики, выходящий за рамки 30% доли импорта нуждается в источниках инвестиций со стороны рынка, государства или предоставления иных ресурсов, безусловно, если государство не заинтересовано в исчезновении этих отраслей или перехода под полный контроль транснациональных корпораций. [5, стр.68-83]
5. Перспективы присоединения России к ВТО
Организация ВТО
ведет свою историю с 1948 года, когда
первыми членами было подписано
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам
и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано
в ВТО. Основная идея работы организации
- ВТО дает новые рынки, но вместе
с тем, страна теряет свои рынки. Тарифные
уступки являются своеобразным вступительным
"взносом" страны-соискателя, который
должен, в свою очередь, компенсироваться
получением ею равноправного доступа
в многостороннюю торговую систему,
действующую на основе принципов
наибольшего
Сегодня во Всемирную Торговую Организацию входят полторы сотни страны и еще десятки ожидают приема. ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистических программ и их балансировка.
Основными преимуществами для страны от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
Возможность реализации
своих текущих и стратегических
торгово-экономических
Прочие преимущества:
Выгоды для потребителей: понижение стоимости м повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг;