Внешняя торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Мировая торговля, зародившаяся несколько веков назад, внесла неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое сотрудничество, международную специализацию и кооперирование производства и услуг.

Содержание

• Введение
o 1. Основные методологические аспекты внешней торговли
o 2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли
o 3. Внешнеторговый баланс РФ
o 4. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках
o 5. Перспективы присоединения России к ВТО
o Заключение
o Список использованной литературы
o Приложения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.09 Кб (Скачать документ)

К тому же Россия к настоящему времени находится  лишь в начале второй десятки стран  по расходам на НИОКР ($11,6 млрд). Лидирующие позиции в сводном рейтинге стран по этому показателю с большим отрывом занимают США ($282 млрд), Япония ($103 млрд), Китай ($59, 8 млрд), Германия ($53,9 млрд). Эти данные получены от экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).30 стран ОЭСР потратили на НИОКР $645 млрд. или 2,33% их совокупного ВВП. А это - будущие конкурентоспособные товары и услуги на мировых рынках. Любопытно, что на долю государственного бюджета приходится 40% расходов на НИОКР Китая, 27% - на НИОКР США, 18% - Японии и 15% - в России. [7, стр.119-121]

Для исправления  ситуации нужно координировать действия государства при регулировании  ответственности бизнеса перед  обществом и перенести тяжесть  регулирования на саморегулируемые организации. Далее, нужно установить обратную связь между властью, бизнесом и обществом, перенеся на госорганы практику хозяйствующих субъектов, которые ежегодно по требованию закона устанавливают приоритеты финансирования экономики и по итогам года отчитываются перед обществом. В этом случае государство вполне может найти деньги для проектов НИОКР, например, через выпуск ценных бумаг. Поскольку этого пока не происходит, эксперты практически единодушно признают, что только по этой причине у России в ближайшие годы мало шансов на усиление своего присутствия на внутреннем и внешних мировых рынках.

Каждому ясно, что  без притока инвестиций в компанию или страну невозможно расширить  свое присутствие на рынке с конкурентоспособной  продукцией. Нужно постоянное обновление основных фондов и пополнения оборотных  средств для закупки новых технологий и осваивания процессов выпуска качественной продукции. Но у России с этим проблемы. И во многом это мешает ей выбраться из сырьевого капкана и стать страной, поставляющей продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Главным рычагом  перевода ресурсов, полученных в результате продажи сырья (нефти, газа, металла  и химии), в полноценные инвестиции в экономику страны служит необходимый  и достаточный спектр услуг в  этой области банковской системы. Для  бизнеса любого размера от малого до крупного при производстве конкурентоспособной  продукции часто главным вопросом является - на каком финансовом рынке можно заимствовать с минимальными издержками и рисками. Понятно, что политика Правительства и ЦБ РФ направлена в основном в сторону снижения инфляции, удержания рубля в нужном отношении к доллару, накопление резервов для выплаты долгов, но эта политика неизбежно приводит к росту стоимости заимствований на российском финансовом рынке и выталкивает бизнес на внешние финансовые рынки.

Это обстоятельство в свою очередь вызывает рост корпоративной  задолженности российских заемщиков  уже перед иностранными кредиторами  и опять же вызывает настороженность  Министерства финансов РФ в, выражающуюся в виде всевозможных ограничений  на такие заимствования. Круг замыкается и заемщику остается либо пробивать  административные барьеры в РФ, чтобы  получить доступ к дешевым и долгосрочным ресурсам, либо смириться с большими издержками, снижающими конкурентоспособность  продукции на своем внутреннем рынке, не говоря уже о мировых.

Проблема добросовестного  исполнения контрактов тесно связана  с реформированием судебной системы  РФ, которая в настоящее время  не вызывает доверия у бизнеса. Она  всегда возникает в связи с  недобросовестным исполнением договоров  между производителями и потребителями  продукции. Если потребитель не платит по договору за поставленную продукцию, то тогда он как должник должен отвечать перед судом.

В большинстве  стран деньги взыскиваются через  суды общей юрисдикции, в то время, как в Канаде, Дании, Франции, Италии, Японии и Сингапуре для этого существуют специальные суды. Итоги работы судов напрямую сказываются на конкурентоспособности экономики, поскольку только вера в возможность отстоять свои права перед другими людьми и государством позволяет бизнесу создавать новые технологии и продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Проблемы внедрения  инноваций, обеспечивающих рост текущей  и перспективной конкурентоспособности  экономики страны. Основу процессов  создания интеллектуальной собственности  образуют инновации.

К ним относят  нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти нововведения определяют научно - технический прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и так далее. В свою очередь научно - технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала свою нишу в международном распределении труда по применению инновационных процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.

Вопрос о интеллектуальной собственности в России сейчас сводится к следующему: будет существовать Россия как страна с собственными полноценными нематериальными активами из интеллектуальной собственности, создающими высокую добавленную стоимость и долю в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП) (как это успешно делают Китай и Индия), значительно повышающими ее капитализацию или ее отдельные куски станут объектом внешнего управления со стороны государств, где такая рыночная экономика уже состоялась (как это делают самые отсталые страны в Африке и Латинской Америке). Для того, чтобы избежать второго нужно практически с нуля создать совершенно новую нематериальную экономику, где правят бал право и интеллектуальная собственность, связанные с производством продуктов научно - технического прогресса.

В любой из стран, успешно осуществляющих инновационную  деятельность с целью развития нематериальных активов предприятий и государства  на основе интеллектуальной собственности, к финансированию проектов интеллектуальной собственности привлекается помимо государства население этих стран, то есть гражданское общество, заинтересованное в научно - техническом прогрессе  своей страны. Так поступают Соединенные  Штаты Америки, где практически  каждый пятый житель так или иначе  участвует в финансировании малого бизнеса, занимающегося созданием  интеллектуальной собственности силами, как правило, молодых предпринимателей, через биржи высоких технологий. В Европе финансирование граждан  осуществляется через банки, инвестирующие  в инновации через межбанковский рынок, хотя надо отдать должное тому, что только каждый пятнадцатый житель стран ЕС участвует в финансировании инновационных программ. То же самое происходит в Японии, где каждый восьмой житель страны вкладывает свои депозиты в инновации через банки.

Именно результаты труда по реализации инвестиционных программ и их накопления в результате инновационной деятельности служат усилению инновационной позиции  страны во всем мире. Поэтому ближайшей  целью интеграции России в мировую  инновационную экономику, если власть действительно заинтересована в  научно - техническом прогрессе своей  страны, могла бы стать настоящая  инновационная реформа, понимаемая властью и обществом как важнейшая  часть строительства российской экономики, способной занять выигрышную позицию по отношению ко всем инновационным  игрокам на мировом рынке.

Инновационная реформа должна заключаться в  слиянии интересов глобализации инвестиционного бизнеса стран  ВТО и инновационного процесса в  России. Первый заинтересован в предоставлении инвестиций с целью получения  доходов от инновационной деятельности, а второй - в создании с помощью  этих инвестиций высокоинтеллектуальных технологий и продуктов. Препятствием их нормальных отношений являются риски  самого разного вида. К сожалению, в России наблюдаются чрезвычайно  высокие налоговые риски иностранных  инвесторов, связанные с получением высокой добавленной стоимости  нематериальных активов в любой  сферой экономической деятельности.

Таким образом, текущая и перспективная конкурентоспособность  экономики страны во многим определяется отношением к ней государства. То отношение, которое власть России проявляет к этому специфичному виду деятельности, снижает конкурентоспособность экономики, использование потенциала и отбрасывает страну на обочину производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В то же время крупный бизнес России весьма своеобразно проявляет свое отношение к инновациям.

Те куски интеллектуальной собственности, которыми управляют  представители крупного бизнеса, размещая свои вложения в иностранные, пусть  не столь привлекательные активы, имеющие мало чего общего с интересами страны, за рубежом, стремясь угодить  своим фактическим внешним хозяевам, не нуждаются в инновациях российских ученых и специалистов. Практически  все полученные в результате инноваций  продукты меняют свою национальную принадлежность и носят марки зарубежных фирм.

К этому следует  добавить высокий уровень коррупции  в России, несущий для конкурентоспособности  значительные фундаментальные риски. Коррупция разъедает как ржавчина бизнес, способный инвестировать  в рост производства качественной продукции. Практика показывает, что значительных успехов можно достичь, если государству  вести себя как корпорации, эффективно борющейся с внутренними злоупотреблениями  и махинациями своих менеджеров (чиновников). Такая корпорация заинтересована во внедрении систем менеджмента качества как средство своего развития и ее не нужно убеждать в необходимости создания рыночных методов стимулирования к выпуску конкурентоспособной продукции.

Для государства, стремящегося развивать высокие  технологии, является характерным использование  при разработке стратегии многочисленных видов процессных моделей предотвращения махинаций с инновационными проектами. Подобные модели должны применять наиболее эффективные механизмы и методы регулирования профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями продукции, а также эффективной конвертации природных богатств и творческого потенциала страны в финансовые ресурсы. При этом проводить последовательные реформы банковской системы, способной к применению этих механизмов в отношении к реальной экономике, способной производить конкурентоспособную продукцию.

Внедрение в  экономику систем менеджмента качества позволит эффективно вписаться в  общемировые процессы производства конкурентоспособной продукции  и защитить свой потребительский  рынок от иностранной конкуренции.

Если власть в условиях вызовов глобализации сетевой экономики не предпримет энергичные шаги в направлении роста  текущей и тем более перспективной  конкурентоспособности экономики  на основе роста добавленной стоимости  производимой продукции и технологий, то проводимые реформы в стране окажутся ненужными и не востребованными  обществом

Из данных потенциала спроса и процента освоения внутреннего  рынка России следует, что ряд  отраслей экономики, выходящий за рамки 30% доли импорта нуждается в источниках инвестиций со стороны рынка, государства  или предоставления иных ресурсов, безусловно, если государство не заинтересовано в исчезновении этих отраслей или  перехода под полный контроль транснациональных  корпораций. [5, стр.68-83]

5. Перспективы присоединения  России к ВТО

Организация ВТО  ведет свою историю с 1948 года, когда  первыми членами было подписано  ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам  и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано  в ВТО. Основная идея работы организации - ВТО дает новые рынки, но вместе с тем, страна теряет свои рынки. Тарифные уступки являются своеобразным вступительным "взносом" страны-соискателя, который  должен, в свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа  в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов  наибольшего благоприятствования  и недискриминации. По сути, речь идет об оптимальном компромиссе между открытием своих рынков и доступом к новым.

Сегодня во Всемирную  Торговую Организацию входят полторы  сотни страны и еще десятки  ожидают приема. ВТО ставит своей  задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистических программ и их балансировка.

Основными преимуществами для страны от членства в ВТО можно  суммировать следующим образом:

Создание более  благоприятных условий доступа  на мировые рынки товаров и  услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая  транспарентность их внешнеэкономической политики;

Доступ к механизму  ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов, если они  ущемляются партнерами, и таким образом  устранение дискриминации;

Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов  путем эффективного участия в  МТП при выработке новых правил международной торговли. [9, стр.78-80]

Прочие преимущества:

Выгоды для  потребителей: понижение стоимости  м повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг;

Информация о работе Внешняя торговля