Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:55, реферат
Основная цель работы заключается в раскрытии темы и ее основополагающих моментов. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассматривается экологическая функция государства, формирование экологического сознания граждан, изучается понятие и состав экологического правонарушения, а также юридическая ответственность за экологические правонарушения: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.
Введение
1. Взаимодействие экологии и государства
1.1 Экологическая функция государства
1.2 Формирование экологического сознания граждан
1.3 Экологические правонарушения: понятие, состав
2. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения
2.1 Уголовная ответственность за экологические преступления
2.2 Административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
2.3 Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Взаимодействие экологии и государства
1.1 Экологическая функция государства
1.2 Формирование экологического сознания граждан
1.3 Экологические правонарушения: понятие, состав
2. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения
2.1 Уголовная ответственность за экологические преступления
2.2 Административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
2.3 Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде
Заключение
Библиографический список
В повседневной жизни понятие «экология», появившееся во второй половине прошлого века как одна из областей биологии, приобрело очень широкий смысл. Окружающая природная среда является средой обитания человека и источником необходимых ему ресурсов, на добыче и переработке которых базируется современное общественное производство.
Экология
изучает общие закономерности взаимоотношений
организмов, в том числе человека,
и среды, включая разработку допустимых
нагрузок на природную среду, изучение
механизмов разрушения природы человеком
и способов предотвращения этого
явления, разработку принципов рационального
использования природных
Для поддержания
экологического равновесия, в частности,
необходима система природоохранительных
законов, норм и правил, которые устраняли
бы противоречия между человеческой
деятельностью и необходимостью
сохранения благоприятной среды
обитания, на которую, согласно Конституции
Российской Федерации, имеет право
каждый человек, проживающий на территории
России. В результате сложившейся
в настоящее время
На фоне нестабильности
политической ситуации и достаточно
сложных социально-
На территории
РФ расположены сотни ядерных
и других опасных объектов, возникновение
аварийных ситуаций на которых может
привести к значительному экологическому
и экономическому ущербу. В то время
отсутствует система, позволяющая
эффективно контролировать состояние
всех экологически опасных объектов.
По данным Межведомственной комиссии
по экологической безопасности Совета
Безопасности РФ, последствия ежегодного
загрязнения земельных и водных
ресурсов разливами нефти оценивались
в несколько миллионов
Все выше изложенное обуславливает актуальность выбранной темы.
Для успешного
решения экологической проблемы
необходимо выявить условия, влияющие
на состояние окружающей природной
среды. К числу таких условий
относятся экономический и
Предметом исследования в данной работе выступает государство и экология. Объектом – общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления государством своих экологических функций.
Основная цель работы заключается в раскрытии темы и ее основополагающих моментов. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассматривается экологическая функция государства, формирование экологического сознания граждан, изучается понятие и состав экологического правонарушения, а также юридическая ответственность за экологические правонарушения: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.
При подготовке материала по теме были использованы работы Ерофеева Б.В., Дубовик О.Л., Бринчук М.М., Хропанюк В.Н., Матузова Н.И., Малько А.В. и других авторов.
Государственное
управление в сфере экологии —
это одна из форм деятельности государства,
обеспечивающая реализацию государственной
власти для создания благоприятной
окружающей среды и защиты интересов
общества в сфере экологии через
соответствующие управленческие органы.
Субъект управления — орган, выполняющий
государственные задания в
Управление
следует рассматривать
На государственном уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Законодательную власть в области охраны природы осуществляет Государственная дума, в состав которой входят комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и комитет по экологии. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. В подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства РФ, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности принимает участие отдел природопользования и защиты окружающей природной среды при Правительстве РФ. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности.
Исполнительную
власть в области охраны природы
осуществляет Правительство РФ. К
компетенции Правительства РФ в
области охраны окружающей природной
среды относятся: реализация государственной
экологической политики; координация
деятельности министерств, ведомств в
области охраны окружающей природной
среды; установление порядка разработки
и утверждения экологических
нормативов выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую природную
среду; организация системы всеобщего
непрерывного экологического воспитания
и образования граждан; обеспечение
населения необходимой
Госкомэкологии РФ является центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет эффективно направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стане, проводит контрольно-инспекционную работу, осуществляет информационную и воспитательную функции; руководит заповедным фондом, участвует в международном экологическом сотрудничестве. Сейчас Госкомэкологии является составной частью Министерства природных ресурсов РФ.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций. Важнейшая задача – ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, – возложена на МЧС России.
Вопросы, связанные
с производством и
На региональном
уровне управление охраной ОПС ведется
представительными и
На всех уровнях
разработка обязательных для исполнения
предложений по поведению мероприятий,
обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения, возложена
на органы Министерства здравоохранения
РФ. Они же осуществляют согласование
разрешений на все основные виды природопользования.
На промышленных объектах гражданского
и оборонного назначения для управления
охраной ОПС создаются
Координация деятельности всех природоохранных и других контролирующих органов области осуществляется Координационным экологическим советом, возглавляемым руководителем местного территориального органа Госкомэкологии России.
Экологическая экспертиза – установление соответствия назначаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы, в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ним социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза основывается на принципах:
Презумпции
потенциальной экологической
Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой деятельности;
Комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении государственной экологической экспертизы;
Достоверности и полноты информации, представляемой на государственную экологическую экспертизу;
Независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
Научной обоснованности, объективности и законности заключений;
Гласности участия общественных организаций, учета общественного мнения;
Ответственности участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.
Основные
принципы экологической экспертизы
сформулированы в Законе «Об охране
окружающей среды». Несмотря на то, что
они относятся к
Субъектами
государственной экологической
экспертизы должны выступать три
стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.
Заказчиком является властная государственная
структура, наделенная правом назначать
подобную экспертизу: МПР России и
ее территориальные органы, а в
необходимых случаях –
Объектами экологической экспертизы могут быть документы, предшествующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и ее продукты. Законы РФ «Об охране окружающей среды» не устанавливает единого перечня объектов, он дает лишь общую характеристику. Но из текста Закона следует вывод, что любой проектный документ, любое мероприятие, намеченное к реализации на территории России, новая техника, оборудование, продукция, материалы потенциально могут рассматриваться в качестве объектов государственной экологической экспертизы. Детальный перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе, установлен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993г.
Обязательной
государственной экспертизе также
подлежат экологические обоснования
лицензий и сертификатов, проектов
нормативной технической и