Загрязнение окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание

Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Слово «экология» (от греческого оiсоs — дом, жилище, местопребывание... и логос — учение) означает учение о доме, где ты живешь, о месте, где ты живешь.

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3
1. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.3
1.1 Использование природной среды и его последствия....................................... 4
1.2. Загрязнение окружающей природной среды.................................................... 4
1.3. Истощение и разрушение природной среды..................................................... 6
1.4. Население Земли: перспективы роста............................................................... 7
1.5. Причины загрязнения, истощения и разрушения природной среды............ 8
1.6. Охрана природной среды — закономерная форма взаимодействия общества и природы. 10
2. Экологические функции государства и права.................................................... 13
2.1. Экологическая функция государства................................................................ 13
2.2. Экологическая функция права.......................................................................... 15
Список использованных источников.................................................................... . 17

Работа состоит из  1 файл

КР Загрязнение окружающей среды123.docx

— 79.46 Кб (Скачать документ)

Третий этап — реализации программы, т.е. конкретные действия, направленные на охрану окружающей среды. Его современный мир переживает сейчас. Очень точно специфика этого этапа отразилась в названии международной конференции в Рио-де-Жанейро, которая проходила в июне 1992 г.,— «Окружающая среда и устойчивое развитие».

Надо отметить, что  ряду развитых капиталистических стран  в результате принятых мер по охране окружающей среды удалось в определенной степени стабилизировать состояние  окружающей среды и реализовать  основные направления программы  по охране и оздоровлению окружающей природной среды. Еще не все эти  проблемы решены. Литературные источники  и другая информация свидетельствуют  о том, что и в западных странах  многие вопросы охраны природной  среды до сих пор не получили правильного  разрешения. Но, несмотря на это, можно констатировать определенные успехи в реализации программ действия по обеспечению экологической безопасности в Соединенных Штатах Америки, Франции, Германии, Японии, других развитых в экономическом отношении странах.

В итоге можно  сказать, что проблема охраны окружающей природной среды во всех ее трех формах — консервативной, рационального  использования природных ресурсов и оздоровления окружающей человека среды — из региональной постепенно превращается в национальную, а затем  и международную проблему, решение  которой зависит от совместных усилий всего международного сообщества. Для  глобального решения проблемы необходимо обеспечить взаимодействие международной охраны окружающей среды, связанной с выполнением международных обязательств и договоров, и национальной и региональной охраны природы.

Для характеристики современного этапа развития проблемы охраны окружающей природной среды отметим такие важные направления. Первое — гуманизация охраны окружающей среды. В центре внимания охраны окружающей природной среды становится человек, его жизнь и здоровье, его благосостояние, его генетическая программа. Через призму охраны, прежде всего здоровья человека решаются проблемы охраны всей окружающей природной среды (в отличие от охраны природы, когда человек, его здоровье, охранялись как результат защиты всей экологической цепочки, в конце которой находился человек).

Второе направление  — экологизация хозяйственной деятельности, а точнее — повсеместная экологизация хозяйственной деятельности. Это означает внедрение требований охраны окружающей среды (экологических требований) во все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека в его духовной, культурно-бытовой сфере.

Третье направление  — экономизация охраны окружающей среды. Данное направление исходит из важности материальной заинтересованности хозяйствующего субъекта в охране окружающей природной среды. Такая заинтересованность выгодна и полезна обществу, ибо ежегодно народное хозяйство нашей страны, а также хозяйства других стран терпят колоссальные убытки от загрязнения и нерационального использования природной среды. В бывшем СССР такие убытки составляли примерно 50 млрд. руб. в год при капитальных централизованных вложениях в охрану природы в 10 млрд. руб. за пятилетие. От подобных убытков не избавлены и другие страны: в частности, Соединенные Штаты Америки, несут ущерб от загрязнения окружающей природной среды примерно на 50—60 млрд. долларов в год, в Германии ежегодно ущерб окружающей среды составляет 475 млрд. марок, причем ⅔ этого ущерба причиняется транспортом и прежде всего автомобильным, на долю которого падает основная масса загрязнения окружающей среды, а ⅓ приходится на промышленность. Сокращение ущерба и в дальнейшем его полная ликвидация, несомненно, будут способствовать экономическому благосостоянию общества, особенно если учесть, что при наличии такого ущерба, например, в 50 млрд. руб. в год (по старым ценам) ежегодно, чтобы гармонизировать отношения общества с природой в нашей стране, требуется капитальных вложений не менее 100 млрд. долларов в год. Таким образом, дальнейшая экономизация охраны окружающей среды связана с укреплением экономики, ликвидацией ущерба вложениями капитальных затрат на охрану окружающей среды и развитием материальной заинтересованности хозяйствующих субъектов в охране окружающей среды.

Наконец, четвертое  направление, занимающее отнюдь не последнее  место,— острая антивоенная направленность природозащитных мероприятий второй половины XX века. Приведем такие цифры: затраты всех государств со времени окончания Второй мировой войны на военные нужды составили 17,5 триллиона долларов. За это время (период до 1989 г.) произошло более 120 вооруженных конфликтов, в которых погибло свыше 20 млн. человек. Численность всех армий к 1990 г. составляла 29 млн. военнослужащих, а в военных отраслях промышленности было занято около 20 млн. человек. Военные расходы не только несли в себе угрозу развязывания новой войны, но и отрывали огромные средства, необходимые для оздоровления и улучшения окружающей человека среды.

Таким образом, наносился  двойной ущерб, не считая нравственного, при котором сотни и тысячи самых талантливых ученых работали в закрытых лабораториях и городах  над проблемами усовершенствования оружия массового уничтожения человека и глобального уничтожения природной  среды.

На этом фоне происходящие в 90-х гг. в нашей стране и в  других странах мира процессы сокращения вооружения, армии, перевода военной  промышленности на производство товаров  мирного назначения имеют, помимо общего широкого, крупномасштабного значения, и большое экологическое значение. Во-первых, снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных действий; во-вторых, снижается значительная доля загрязнений, которые давала и, к сожалению, еще дает военная промышленность в окружающую среду; в-третьих, снижение в перспективе расходов на военные нужды, чтобы освобождающиеся средства можно было использовать на благо природы и иные социальные нужды.

2. Экологические  функции государства и права.

2.1. Экологическая  функция государства

 

Экологическая функция  государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых  государством как политической организацией общества. Экологическая функция  возникла недавно, вместе с обострением  проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования  и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства  и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание  роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к  необходимости появления в числе  внутренних функций государства самостоятельной экологической функции.

Главное назначение экологической функции государства  выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических  и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для  реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную  для жизни человека природную  среду.

Под природопользованием  понимается деятельность, связанная  с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана  окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растительного и животного мира во имя живущих и будущих поколений.

Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и

Табл. 2

Экологическая функция права

 
 





 

окружающей природной  среды. Выполняя рекомендации международной  конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1993 г.), Президент РФ подписал указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем обозначены четыре основных направления по реализации государственной экологической стратегии РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

По поручению  Президента Правительство РФ в мае 1994 г. утвердило План действий по охране окружающей среды на период 1994—1995 гг.

В качестве первого  этапа реализации государственной  экологической стратегии этот План действий предусматривает в 1994—1995 гг. разработку проектов важнейших  нормативно-правовых актов в форме  законов и постановлений Правительства  РФ по охране окружающей среды. Намечается разработка 97 проектов правовых актов, в том числе 49 проектов законов, 48 проектов постановлений Правительства  РФ. А именно:

Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных

отношений 23 закона, 21 постановление

Охрана среды  обитания человека 4 закона, 14 постановлений

Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах 2 закона,16 постановлений

Участие Российской Федерации в решении межгосударственных и глобальных экологических проблем 1 закон, 10 постановлений

Внешне План действий нацелен на устранение пробелов и  совершенствование экологического законодательства. Однако его беда в том, что он не подкреплен материально-технической базой. План предусматривает действия по увеличению «бумажного» права, но не создает экономических гарантий исполнения принятых законов.

2.2. Экологическая  функция права.

 

Экологическая функция  государства выполняется через  соответствующие экономические, организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой механизм экологической функции  государства служит средством реализации экологической функции права. Экологическая  функция права является новой, ранее  не известной правовой функцией. Она  осуществляется наряду с традиционными  для права политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями  и иными функциями, свойственными  праву как инструменту управления обществом. Возникновение и развитие экологической функции права  — результат развития и углубления общественных противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической  функции права состоит в обеспечении  качества окружающей природной среды  в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем  разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических  закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

В отличие от иных функций, выполняемых системой права, экологическая функция имеет  свои особенности. Эти особенности  проистекают из специфики предмета правового регулирования, т.е. из сферы  взаимодействия общества и природы  как особой сферы общественных отношений. Данная особенность обусловлена  тем, что экологическая функция  по своей форме относится к  системе права, а по содержанию —  к системе экологии.

Вся система экологических  наук подразделяется условно на две  крупные части (см. табл.). Это — общая экология и социальная экология. В социальной экологии наряду с экономикой, урбанистской и тому подобными отраслями выделяется правовая экология как совокупность норм, регулирующих общественные отношения в области взаимоотношений человека и природной среды. Правовая экология как совокупность норм, в свою очередь, состоит из нескольких частей. Во-первых, экологические отрасли права: природноресурсовые права и природоохранительное право. Во-вторых, сюда относятся и те нормы советского права, которые регулируют земельные, хозяйственные, финансовые, административные и т.п. отношения с учетом конкретных экологических требований. Такие «экологизированные» нормы, размещенные в других отраслях права, входят в состав правовой экологии.

Нормы права, служащие средством реализации экологического права, независимо от того, где они  размещены,— в экологических  отраслях права или других отраслях системы права, называются эколого-правовыми нормами. Если эти нормы размещены в экологических отраслях права — природоохранительных, природноресурсовых — то они имеют первичное значение, их следует считать базовыми нормами. И в этом качестве они определяют содержание других отраслях

Табл. 3

 
 





 
                          

П р и м е ч а н и е. Данная схема не претендует на исчерпывающее изложение системы экологических наук, а ставит своей задачей показать роль и место

права — административном, хозяйственном, уголовном, международном и т.д.,— имеют вторичное происхождение, поскольку они возникли путем конкретизации базовых норм применительно к соответствующему виду общественного отношения.

Информация о работе Загрязнение окружающей среды