Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:36, лекция
Особенности федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. заключаются в том, что это — первый трёхлетний бюджет после того, как практика разработки трёхлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом. Мы снова приступаем к постоянной плановой работе по модернизации экономики. Этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации российской экономики после кризиса.
\
Бюджет модернизации экономики России
А.Л. Кудрин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации
Особенности федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. заключаются в том, что это — первый трёхлетний бюджет после того, как практика разработки трёхлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом. Мы снова приступаем к постоянной плановой работе по модернизации экономики. Этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации российской экономики после кризиса. Модернизация будет базироваться на экономическом росте, на новых факторах, связанных в основном не с экспортом нефти и газа, а с постепенным освобождением от сырьевой зависимости. Именно такую стратегию выбирает Правительство на ближайшие годы для того, чтобы в следующие десять лет уйти от нее в рамках «Стратегии-2020». Соответственно, каждый год доля нефтегазового сектора в составе ВВП России будет уменьшаться более быстрыми темпами, чем рост сырьевых отраслей. Приоритетное развитие получат другие отрасли.
При формировании бюджетной политики необходимо учитывать, что мир прошёл самый серьёзный кризис за многие десятилетия. Это кризис новой глобальной экономики, который выявил потребность в дополнительных инструментах ее регулирования, необходимость коллективных действий ряда стран по противодействию мировым глобальным дисбалансам и рискам.
Экономический подъём идёт ещё недостаточно активно как в отдельных странах, так и в целом в мировой экономике. А российская экономика связана с мировой, поскольку наши энергоносители являются важным фактором её роста. В настоящее время Россия — одна из стран, которые имеют самую большую добычу энергоносителей. Больше топлива для мировой экономики требуется, когда экономика растёт. Сегодня можно ска-
зать, что этот рост возобновился, но пока остаётся очень умеренным. Поэтому также умеренно следует оценивать и внешние факторы развития нашей страны.
В целом первый посткризисный год показал, что российская экономика постепенно выходит на подъём. По нашей оценке, экономический рост в 2010 г. составит около 4%. Предполагается, что такой же примерно рост сохранится и в ближайшие три года, которые будут для всей мировой экономики пока еще сложными.
По итогам 2010 г. инфляция составляла 8,8%. В текущем году задача по снижению инфляции заключается в том, чтобы добиться ещё более низких параметров — около 7%, может быть даже 6,5%.
Инвестиции в 2010 г. стабильно росли, что говорит о том, что и в российской экономике началась мобилизация новых факторов роста. Инвестиции становятся главным мотором будущего роста. Показатели безработицы снизились.
Таким образом, можно считать, что позитивные тенденции в российской экономике восстановились, и это позволяет переходить к формированию бюджета на плановой основе.
На этой основе и был сформирован новый трёхлетний бюджет, призванный сохранить макроэконо-
ФИНАНСЫ №1,2011
*!)
мическую стабильность, обеспечить стабильность всех основных условий для бизнеса. В том числе низкую ставку кредита и постепенное её снижение, стабильный курс рубля к мировым валютам, другие показатели, обеспечивающие возможности прогнозирования для бизнеса, расширения инвестиций и производства.
Доходы федерального бюджета в 2Ш1 г. вырастут по сравнению с 2010 г. на 12,5% и составят 17,6% ВВП, расходы прирастут на 4,2%
В номинальном выражении доходы в 2011 г. будут пока ещё ниже, чем в докризисном 2008 г. Превысить докризисный уровень удастся лишь в 2012 г. В реальном же выражении и в 2011 г., и в ближайшие три года экономика России не выйдет на докризисный уровень доходов. За вычетом инфляции доходы бюджета составят от 76 до 80,5% от уровня дохода 2008 г., а именно: в 2012 г. - 9 503 млрд. руб. (17,0% ВВП), в 2013 г. -
10 379 млрд. руб., или 16,8% ВВП. Из них нефтегазовые доходы в 2011 г. составят 4 090 млрд. руб., или 8,1% ВВП, в 2012 г. - 4 390 млрд. руб., или 7,9% ВВП, и в 2013 г. -4 653 млрд. руб., или 9,3% ВВП.
При этом в бюджете заложен умеренный рост цен на нефть Urals, основной товар российского экспорта. Предполагается, что цены будут расти с 75 дол. за баррель в 2011 г. до 78 дол. в 2012 г. и 79 дол. - в 2013 г.
Расходы
бюджета запланированы в
11 237 млрд. руб. (20,1% ВВП), в 2013 г. - 12 175 млрд. руб. (19,7% ВВП).
В реальном выражении расходы будут выше докризисного 2008 г.: в 2011 г. - на 12,5%, в 2012 г. - на 11,9%, в 2013 г. - на 14,9%. Это означает, что Правительство страны берётся за выполнение весьма напряжённого плана. Хотя доходы бюджета будут ниже докризисного уровня, по расходам этот уровень придётся превысить, чтобы обеспечить выполнение всех основных социальных задач и инфраструктурных планов по модернизации нашей экономики.
Среди важных моментов — утверждение трансфертов субъектам в рамках фонда финансовой поддержки регионов на три года. Теперь это означает, что даже если у субъекта улучшатся доходные источники, улучшатся показатели, то утвержденные в трехлетнем бюджете трансферты не будут уменьшены. Это должно также стимулировать субъекты к работе и к созданию дополнительной налоговой базы. Трансферты, сейчас заложенные в бюджете, уменьшены не будут.
Объём ВВП в 2011 г. прогнозируется в размере 50 389 млрд. руб. (прирост - 4,2%), в 2012 г. -
55 950 млрд. руб. (прирост - 3,9%), в 2013 г. -61 920 млрд. руб. (прирост -4,5%).
Дефицит бюджета по планам составит в текущем году около 1 814 млрд. руб., или 3,6% ВВП, в 2012 г. -1 734 млрд. руб., или 3,1% ВВП, в 2013 г. - 1 795 млрд. руб., или 2,9% ВВП.
Для покрытия дефицита планируется использовать в 2011 г. 284,4 млрд. руб. из Резервного фонда. Главная же нагрузка по обеспечению покрытия дефицита (70-80%) возлагается на заимствования на рынках, а также на поступление в бюджет средств от приватизации федеральной собственности и повышение налоговых поступлений в свете последних решений в налоговой сфере (повышение ставок НДПИ, индексация акцизов, корректировка ставок платежей в социальные фонды). В результате изменений в налоговой сфере доходы бюджета в целом должны возрасти в 2011 г. — на 274 млрд. руб., в 2012 г. - 338 млрд. руб., в 2013 г. - 530 млрд. руб.
В связи с возрастанием государственного долга возрастут и расходы на их обслуживание. В течение трёх лет государственный долг не превысит 18% ВВП, что является безопасным уровнем. С учётом снижения процентов по обслуживанию в условиях снижения инфляции Россия будет платить с каждым годом всё меньше за тот прирост долга, который будет возникать для покрытия дефицита.
Задача бюджетной политики состоит в том, чтобы к 2015 г. при умеренных ценах на нефть выйти на бездефицитный бюджет, потому что не исключена ситуация, когда цена на нефть с уровня 75-78 дол. за баррель опустится до 50 или даже до 40 дол. В первом квартале 2009 г. средняя цена на нефть, как известно, была на уровне 43 дол. за баррель. Нужно быть готовым к аналогичным ситуациям и при любых ценах на нефть обеспечивать выполнение государственных обязательств, всех основных программ: от обороноспособности до обеспечения дефицита пенсионной системы и социальных расходов.
Особенности бюджета этого года предполагают, что кроме восстановления трёхлетнего горизонта планирования также на три года распределяются межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации, вводятся четыре новых раздела классификации, которые более полно покажут позиции по отдельным направлениям. Закладывается резерв на реформу Министерства внутренних дел: в 2012 г.- 138млрд.руб.,в2013г. - 189млрд. руб. Создаётся Федеральный дорожный фонд.
В связи с переходом с 2012 г. на программную классификацию бюджета, обсуждение проекта бюджета
4 ФИНАНСЫ № 1,2011
теперь будет вестись не по линии финансирования того или иного раздела нынешней классификации (оборона, здравоохранение, образование и т.д.), а по линии тех результатов, которых Правительство хочет добиться в рамках принятого бюджета. Расходы должны быть обоснованы запланированными результатами.
Теперь процесс оценки планируемых результатов и требуемых для их достижения расходов выходит на уровень дискуссии в Государственной Думе по всем целевым показателям, индикаторам любого направления, любой государственной программы.
Серьезно переосмыслены все федеральные целевые программы и существенно усилены программы модернизации, в том числе те, которые уже были. Это - программы, которые финансируют основные отрасли нашей экономики от космоса и авиации, новой технологической базы развития науки и образования до новых программ, которые связаны с такими программами, как «Сколково», как усиление фондов поддержки инноваций, венчурного фонда, нанотехнологий и других, по которым принимались новые решения. Сегодня эти программы уже осуществляются. Поэтому в полной мере можно сказать, что этот бюджет будет работать на развитие и модернизацию.
Согласно планам, с 2012 г. будет действовать 41 государственная программа. По ней будут расписаны 97% всего бюджета, которые в течение следующего года будут уточнены, пройдут обсуждение и утверждение на заседании Правительства. В следующем году в Государственную Думу будет представлен трёхлетний бюджет с окончательно уточнённым планом распределения бюджета по всем государственным программам.
В связи с переходом в будущем году к программному бюджету было проведено условное предварительное распределение бюджетных средств 2012 г. по 41 программе. Результаты этой работы дали важнейшую информацию по ключевым направлениям расходов бюджета. Например, блок «Новое качество жизни» предполагает 11 программ, и сумма по этому направлению самая большая — 4 761 млрд. руб. Блок «Инновационное развитие и модернизация» включает 17 программ—1 685 млрд. руб.; блок «Обеспечение национальной безопасности» (2 программы) — 1 959 млрд. руб.; блок «Сбалансированное региональное развитие» (4 программы) - 347 млрд. руб.; блок «Эффективное государство», включая «Межбюджетные трансферты», — 1 574 млрд. руб.
Окончательное распределение по программам станет ясным, когда будет представлен бюджет на 2012-2014 гг.
Но уже сегодня можно видеть, что инновационное развитие и модернизация составляют 1 685 млрд. руб. Теперь более четко виден программный срез федерального бюджета.
В связи с переходом к программному формированию бюджета актуальной проблемой становится качественное выполнение программ. Если в прежние годы, анализируя эффективность бюджетных трат, Минфин смотрел, на чём можно сэкономить, где можно сократить бюджетные расходы, то теперь важными становятся результаты, которые планируется достичь за счёт выделенных на это бюджетных средств.
Пока же ранее принятые обязательства выполняются с многочисленными нарушениями или не выполняются вовсе, а новые обязательства растут. Только в 2010 г. федеральные целевые программы не были выполнены на 455 млрд. руб., а это — непостроенные дороги, больницы. До сих пор Минфин в подобных случаях блокировал новые статьи расходов для нарушителей. Но на самом деле в таких случаях наказанными оказывались не нарушители бюджетной дисциплины, а потребители.
При переходе на программные методы формирования бюджета нужны более жёсткие санкции к конкретным нарушителям бюджетной дисциплины. Нужны новые правила разграничения финансовой ответственности на всех уровнях власти.
Среди важных моментов следующего года следует отметить уменьшение финансирования дефицита пенсионной системы. Но это будет возможно сделать только в случае повышения страховых взносов в бюджетную систему, а именно в пенсионную систему.
Общее повышение бремени для бизнеса составит около 2,1%. Это серьёзное увеличение налоговой нагрузки для нашего бизнеса, как и всегда повышение налогового бремени, является серьёзным испытанием для экономики. Но решение о повышении страховых взносов должно быть принято, поскольку без такого повышения обойтись вряд ли удастся.
Главные
средства пойдут в пенсионную систему
для обеспечения более
Совокупная нагрузка на бизнес в следующем году — во всех формах платежей в государственную систему -