Бюджетирование как управленческая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 06:15, реферат

Описание

В ходе планирования экономической деятельности предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и других факторов.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 30.12 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     В современных рыночных условиях планирование деятельности всех предприятий и  фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления  ресурсов и товаров. Каждое предприятие  или фирма самостоятельно решают, какие товары и в каких количествах  им следует производить в предстоящем  периоде.

     В ходе планирования экономической деятельности предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости  имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических  методов, денежных средств, информационных возможностей и других факторов.

     Планирование  — это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо.

     Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не отказываются.

     На  уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее (тактическое) технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование, как детализация разработок текущих планов предприятия в  целом, его крупных цехов и  малых производственных подразделений  вплоть до рабочего места. 
 
 
 
 
 

1. Сущность, задачи  и принципы планирования 

     Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.

     Второй  – конкретно-управленческий. Здесь  планирование выступает одной из важнейших функций управления. В  экономической литературе проводится множество определений планирования и плана, в частности:

     «Планирование – продуманное определение и  систематизация факторов, способствующее успешной деятельности предприятия… Оно связано с выявлением и постановкой целей организации, выработкой политики, методов, стратегии и тактики, необходимых для их достижения» - Г. Дж. Болт (Великобритания)

     «Планирование – сложная высокоорганизованная форма общественного воздействия  на социально - экономические системы. Оно состоит в определении на базе прогнозных научных разработок целей, важнейших потребностей и параметров развития системы, рассматриваемых, прежде всего как ориентиры для хозяйственных субъектов, а так же в выработке мер и методов (экономических, финансовых, в ряде случаев административных), содействующих реализации целей» - Ходачек В.М.

     В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий  и фирм являются важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование служит основой экономической свободы как производителя товаров и услуг, так и потребителей материальных благ.

     Принцип планирования – это исходные положения, правила формирования, обоснования  и организации разработки плановых документов.

     Основные  принципы планирования следующие:

  1. Принцип научности. Плановые документы разрабатываются  на основе глубокого познания и использования законов общественного развития. В процессе разработки плана проводится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.
  2. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
  3. Принцип повышения эффективности общественного благосостояния предусматривает то, что все цели и задачи планирования должны осуществляться с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда при производстве единицы продукции. Он реализуется через возможные направления эффективности: рост производительности труда, снижение материало – и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.
  4. Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенства. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Но формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
  5. Принцип приоритетности. Первенство в каком либо открытии изобретении, либо как преобладающее значение чего-либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно – экономическом строе и, во-вторых, неотложность решения важнейших общегосударственных проблем.
  6. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально- экономического развития страны с достижением научно обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их одинаковой направленности и непротиворечивости.

     Методы  планирования – совокупность методов и приемов, с помощью которых разрабатываются и обосновываются плановые документы. Сюда относятся методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.

     Методы  предплановых исследований используются на прогнозно–аналитической стадии планирования и составляют две группы: общие и конкретные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды планирования 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает  возможности всех подразделений  на основе их собственной оценки. Разрабатывается  план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Долгосрочное  планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия  в рамках, "продукт-рынок". При  составлении плана изучаются  варианты расширения производства и  снижения издержек. Прогнозируются изменения  в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление  долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.  

    Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.

    Оперативное планирование производства является завершающим звеном плановой работы на предприятии - продолжением и конкретизацией заданий техпромфинплана. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения.

    Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выполнения государственного планового задания при экономном расходовании ресурсов, и высоком качестве продукции, т. е. достижение наилучших конечных результатов производства.

    Оперативное планирование складывается из календарного планирования и диспетчирования (оперативного регулирования).

    Оперативное планирование производства по месту  его выполнения делится на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов  предприятия.  

     Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию  стратегии. Под тактическим планированием  понимают планирование действий, которые  должны представлять наиболее эффективные  способы достижения стратегических целей.

     Тактическое планирование — это детальное  планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать  как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей  цели, предусмотренной стратегией.

    По  содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка,  технике и технологии производства и их  социально-экономических  последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения важнейших проблем.

    В целом перспективное планирование на предприятии включает следующие этапы:

    1. Прогноз  развития  фирмы   на  основе  маркетинговых исследований  и оценки ее конкурентоспособности.

    2. Выявление основных проблем,  сдерживающих улучшение рыночных  позиций,  обоснование  вариантов   их  разрешения, оценка возможных  последствий того или иного выбора.

    3. Разработка  долгосрочного  плана,  устанавливающего цели развития  и соответствующие нормативные  показатели.

    4. Целевые   программы по  стратегическим  зонам  хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Бизнес-план

Бизнес-план позволяет  очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих  целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.  

Бизнес-план является основой бизнес-предложения при  переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Это определяет некоторые требования к его оформлению, форме, содержанию и структуре. Он должен быть представлен в форме, позволяющей  заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и  перспективах своего участия в нем.  

Структура и  содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая  деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической  доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое  обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта.  

Несколько иная структура бизнес-плана принята  при получении кредитов в банке. Следует заручиться объективной  оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор.  

В международной  практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько  обобщающих показателей: чистая текущая  стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности (пороговое  значение рентабельности); период возврата капитальных вложений (срок окупаемости); максимальный денежный отток (отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источником покрытия всех затрат); норма безубыточности (минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается "нулевая прибыль", доход от продажи равен издержкам производства). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетирование как управленческая технология