Бюджетная система РФ, ее сущность и составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов административно-территориальных образований.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ, ее сущность и составляющие.docx

— 93.96 Кб (Скачать документ)

Бюджетная система РФ, ее сущность и составляющие Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов административно-территориальных образований. 
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ. Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней (рис. 2.3.1). 
 
Рис. 2.3.1. Бюджетная система Российской Федерации  
 
Государственная бюджетная система РФ включает федеральный бюджет в составе РФ, 58 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет еврейской автономной области и около 13 тыс. местных бюджетов. 
Все бюджеты в РФ автономны и самостоятельны. 
Консолидированный бюджет – это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые, в свою очередь, представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, входящих в субъект федерации. 
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. 
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом. 
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. 
Состав целевых бюджетных фондов Российской Федерации следующий: 
• Фонд компенсаций; 
• Фонд софинансирования социальных расходов; 
• Фонд регионального развития. 
В соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ, установлены следующие виды субсидий, выделяемых из Фонда компенсаций: 
• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий жертвам политических репрессий; 
• предоставление социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы; 
• социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 
• социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; 
• социальная защита инвалидов в Российской Федерации; 
• финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот почетным донорам. 
Средства Фонда регионального развития направляются в форме субсидий и субвенций на финансирование целевых программ развития регионов. 
В 2004 году Фонд реформирования региональных финансов сформирован за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в сумме 1 215 600,0 тыс. рублей. 
Фонд софинансирования социальных расходов устанавливает повышенный уровень возмещения расходов субъектам Российской Федерации на предоставление субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, проживающим в зоне наблюдения действующих атомных электростанций, в связи с льготной оплатой электроэнергии, поступающей с этих атомных электростанций. 
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 
Бюджет субъекта Российской Федерации (территориальный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. 
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. 
В настоящее время стратегическим целями бюджетной политики страны являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Составление бюджета. Этапы составления  бюджета

Основой для  разработки бюджета являются: бюджетное  послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития страны на планируемый год, сводный финансовый баланс, разрабатываемый  в Министерстве экономического развития России, долгосрочные федеральные целевые  программы, уровень инфляции, налоговое  законодательство и проч.

Федеральный бюджет формируется в два этапа:

На первом этапе  федеральные органы исполнительной власти разрабатывают условия экономического и социального развития на планируемый  год, в которых отражены главные  макроэкономические показатели состояния  экономики.

После одобрения  этих условий Минфин РФ разрабатывает  основные характеристики бюджета (объем  доходов и расходов бюджета, дефицит  и профицит бюджета); распределение расходов по функциональной классификации.

Функции Министерства финансов РФ:

• составление  прогноза консолидированного бюджета;

• разработка проектов нормативов отчислений Федеральных  налогов и сборов;

• определение  размеров дотаций и субвенций  из Федерального бюджета;

• разработка проекта  федерального бюджета и представление  его на рассмотрение Правительству  РФ.

На этом же этапе  Правительство РФ рассматривает  следующие предложения:

• о соотношении  между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда;

• о минимальном  размере пенсий по старости, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат;

• о порядке  индексации заработной платы работников бюджетной сферы;

• о денежном содержании федеральных государственных  служащих;

• денежного  довольствия военнослужащих.

Правительство РФ не позднее 7 месяцев до начала финансового  года доводит до представительных и  исполнительных органов власти республик  в составе федерации и указания об особенностях расчётов к проектам бюджетов, не позднее, чем за 4,5 месяца доводит до субъектов федерации  нормативы отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций  и целевое назначение.

В конце этого  этапа Минфин России направляет бюджетные  проектировки федеральным органам  исполнительной власти для распределения  по конкретным получателям средств  и уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений.

На втором этапе  федеральные органы исполнительной власти:

• производят распределение  предельных объемов бюджетных средств  по показателям экономической и  функциональной классификации расходов бюджета и по получателям бюджетных  средств;

• разрабатывают  предложения о проведении структурных  преобразований в своих отраслях деятельности, об отмене или приостановлении  действия некоторых нормативно-правовых актов;

• формируют  перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств  федерального бюджета.

В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то проблемные вопросы выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии, возглавляемой Министром финансов.

Все работы по подготовке и согласованию показателей проекта  бюджета должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

Правительство РФ с 15 июля по 15 августа рассматривает:

• прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

• проект федерального бюджета и проекты бюджетов внебюджетных фондов;

• проект перспективного финансового плана;

• утверждает проект федерального закона о федеральном  бюджете для внесения его в  Государственную Думу.

Информация о работе Бюджетная система РФ, ее сущность и составляющие