Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:40, реферат
В Российской Федерации продолжает осуществляться коренная перестройка хозяйственного механизма, происходит дальнейшее строение рыночных отношений. Важнейшую роль в становлении рыночных отношений играют финансы, основным звеном которых является бюджетная система РФ.
Основная часть 3
Бюджетная система Российской Федерации 3
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Основная часть 3
В Российской Федерации продолжает осуществляться коренная перестройка хозяйственного механизма, происходит дальнейшее строение рыночных отношений. Важнейшую роль в становлении рыночных отношений играют финансы, основным звеном которых является бюджетная система РФ.
В этой системе основное место занимает федеральный бюджет, который концентрирует главную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы правительства РФ. Бюджет государства отражает экономические отношения, которые опосредствуют процесс образования и использования централизованных фондов денежных средств. Финансовые ресурсы в дальнейшем перераспределяются и используются с целью государственного регулирования социально-экономического развития страны и реализации финансово-денежной политики. С помощью бюджетных средств федеральное собрание и правительство воздействует на экономику страны и решают задачи государственного строительства. Именно путем регулирования бюджетными расходами перераспределяются денежные расходы для установления нужных пропорций процессов общественного воспроизводства и обращения. Это особенно ценно, когда в стране еще имеются трудности экономического развития и имеется большой внешний и внутренний долг страны.
Бюджетная система, как и другие дисциплины, имеет свой предмет, задачи и методы. Предметом бюджетной системы является совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием доходов и расходов на всех уровнях бюджетной системы. Методом познания экономических отношений служит метод диалектического материализма и правовые законодательные акты государства. Для этого используется Конституция, Бюджетный кодекс и подзаконные правовые акты, связанные с бюджетными отношениями.
К основным задачам бюджетной системы РФ относятся:
Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
• первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень – бюджеты субъектов РФ (88 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 54 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидиро
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.
В международной практике
используются понятия «консолидированный расширенный бюджет»,
Целенаправленное социально-
Госбюджет выполняет 2 основные функции: распределительную и контрольную. Первая функция обеспечивает распределение денежных средств в производственной и непроизводственной сферах, а также распределение денежных средств между территориальными и отраслевыми единицами народного хозяйства. С помощью этой функции формируются фонды специального целевого назначения: финансовый фонд поддержки. На основе распределения этой функции удовлетворяются общегосударственные потребности. И это происходит благодаря концентрации денежных средств в руках государства. В непроизводственной сфере не производится национальный доход, но эта сфера является активным его потребителем. Отдельным отраслям хозяйства – авиастроение, космос, атомная промышленность, энергомашиностроение, угольная и другим, оказывается финансовая поддержка. В социальной сфере основными приоритетами бюджета являются слабозащищенные слои населения. Не в полной мере обеспечивается здравоохранение, культура, строительство и др.
Контрольная функция осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. Особенно эта функция важна в условиях продолжающегося становления рыночных отношений, когда происходит мобилизация огромных денежных средств и ресурсов. Через госбюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта, с помощью которого осуществляется наиболее рациональное размещение производительных сил, подъем и рост экономики и развития культуры. Наиболее приоритетными отраслями народного хозяйства являются агропромышленный, топливно-энергетический, военный комплексы и транспорт. В процессе планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, концентрируемых на предприятиях, степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы. Формирование бюджетной системы, ее доходов, происходит с помощью налогов, поэтому бюджетная система становится мощным инструментом распределения и стимулирования экономики, а также повышения эффективности непосредственно производства. Контрольная функция государственного бюджета является фискальной (сигнализирует о том, как поступают доходы в централизованный фонд). Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которые отражаются в бюджетных поступлениях и расходах.