Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

bd_rf_nov.doc

— 724.50 Кб (Скачать документ)

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

• мужчины, достигшие  возраста 60 лет;

• женщины, достигшие  возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Установлены следующие  размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

• координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;

• взаимодействие с полномочным  представителем Президента Российской Федерации;

• координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

• взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

• страховых взносов  иных категорий граждан;

• ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

• добровольных взносов  физических и юридических лиц.

С 1 января 2001 г. введен Единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:

а) для предприятий  и организаций — в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Организации начисляют  и уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров.

Предприятия и организации  уплачивают страховые взносы один раз в месяц и в сроки, установленные для получения заработной платы.

Организации и предприятия  инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ.

При недостатке поступлений  средств в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

В обязанности Правительства  РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

Средства Пенсионного  фонда РФ используются на:

• выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

• финансовое обеспечение  текущей деятельности ПФ и его органов;

• прочие расходы.

Размеры поступлений  средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного  фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ.

Среди поступлений в  доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%).

В расходной части  бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).

С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 г.)

Целями индивидуального  учета являются:

• создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

• обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

• создание условий для  контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Каждому застрахованному  лицу выдается страховое свидетельства.

Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.

В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ заявил: "Возможности нашего государства обеспечить достойный уровень жизни и нынешним, и будущим пенсионерам, к сожалению, невелики ... Нам нужен переход к понятной системе накопления средств на старость".

В 2002 году в России будет проведена пенсионная реформа. Основная суть реформы состоит в том, что теперешние отчисления в Пенсионный фонд, которые делают предприятия и организации в размере 28% от фонда заработное платы, будут разделены на две части — в Фонд трудовых пенсий 14% и в так называемый "накопительный пенсионный фонд" — 14%. Средства накопительного пенсионного фонда будут храниться в коммерческих банках.

Однако накопленные  пенсионные деньги гражданину-пенсионеру выдаваться не будут, он может только посмотреть на размер накопившейся суммы. Предполагается, что в накопительный фонд в коммерческие банки будет поступать ежегодно до 20 млрд. руб. За 5 лет будут накоплены огромные деньги. Возникнет проблема их сохранности в России.

В 2002 году впервые средства Пенсионного фонда будут направляться предприятиями (организациями) непосредственно в государственный бюджет и только потом оттуда передаваться в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам "базовых пенсий".

 

Тема 35. Фонд социального страхования

Российской  Федерации, его правовой статус,

характеристика, состав бюджета

Социальное страхование — это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.).

Социальное обеспечение  народа во всех государствах — одна из важных задач парламентов и правительств. В бывшем СССР социальное обеспечение населения считалось одним из важнейших завоеваний социализма.

Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, снижением материального благосостояния народа, ростом его бедности.

Способствовать материальному  обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования.

Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования.

Статус внебюджетного  фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ,

Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).

Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

• концентрация денежных средств государства на социальное страхование;

• обеспечение гарантированных  государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);

• оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;

• частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.

Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источником  образования Фонда являются:

1) страховые взносы  работодателей — предприятий  и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;

2) страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады;

4) прочие поступления.

Все организации и  предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования.

Размер взносов, перечисляемых  в Фонд социального страхования, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Инструкция о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования (от 2 октября 1996 г.) введена в действие с 1 января 1997 года.

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования сумма страховых взносов распределяется следующим образом:

• 74% страховых взносов  остаются на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;

• 26% страховых взносов централизуются на региональном и федеральном уровнях.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования и Государственную налоговую службу РФ.

Информация о работе Бюджетная система РФ