Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.
• выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований;
• реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации;
• реализация путевок (курсовок)
в санаторно-курортные и
• проведение работ (услуг) по тушению лесных пожаров;
• реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;
• реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 165-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ..." освобождаются от налога на добавленную стоимость операции от реализации товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.
Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). В добавленную стоимость входят следующие компоненты:
• затраты на оплату производственного персонала (ЗП);
• отчисления в социальные фонды (ОСФ);
• амортизационные отчисления (АО);
• проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы (Р);
• прибыль (П).
Таким образом, стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:
СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П.
Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами:
1) путем сложения компонентов, формирующих цену товара с суммой НДС;
2) путем вычитания из суммы отпускной цены товара (по цене реализации) стоимости товара (по цене производства).
При первом способе:
ДС = СТ + НДС.
При втором способе:
ДС = СТо - СТ,
где СТо — стоимость товара по свободным отпускным ценам;
СТ — стоимость товара по цене производства.
Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) составит:
НДС = ДС
С 1999 года по настоящее время применяются две ставки налога на добавленную стоимость:
• 10% по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
• 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, которые уже включают в себя НДС, взимаемый по ставкам 20 или 10%, применяются расчетные ставки, соответственно, 16,67% и 9,09%.
Эти ставки являются расчетными производными от ставок налога на добавленную стоимость и полученных следующим образом:
(20 120) 100 = 16,67%,
(10 110) 100 = 9,09%.
Расчетные ставки при
уплате НДС до 2000 года применяли
предприятия розничной
Сумма налога на добавленную стоимость зачисляется в доходы федерального, регионального и местных бюджетов.
При этом 85% ставки НДС вносятся в федеральный бюджет, 15% — в региональный и местный бюджеты.
Тема 16. Акцизы
Акцизы — это косвенные налоги. Введены в России в 1992 году. Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Включается налог в цену товара и, следовательно, оплачивается покупателями товаров.
Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования спроса и предложения на отдельные товары.
Подакцизными товарами являются:
• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта более 9%;
• парфюмерно-косметическая продукция;
• товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино);
• пиво;
• табачная продукция;
• ювелирные изделия;
• автомобили и мотоциклы;
• автомобильный бензин;
• дизельное топливо;
• моторные
масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
• нефть и
газовый конденсат;
• природный газ.
С 1 февраля 1993 г. введены акцизы на импортные товары, грузовые автомобили.
Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица — организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.
Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:
1) в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;
2) в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).
Ставки акцизов
Сумма акцизного налога по подакцизным товарам, на которые установлены ставки в процентах, определяются предприятием, производящим товары, по формуле:
где — сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет;
— объект обложения (отпускная цена без учета акциза);
— ставка акциза, в %.
Тема 17. Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 г. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. № 2116-1.
Налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации.
Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто меняющейся законодательной базой. Его облагаемая база затрагивает все многочисленные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организаций и бюджетной системы.
Поскольку этот налог относится к федеральным налогам, его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Отдельные вопросы исчисления и уплаты этого налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации.
В 1991 г. в России были приняты два закона: Закон о налоге на доход и Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Впоследствии предпочтение было отдано Закону о налоге на прибыль.
В последние годы идет реформирование налоговой системы России. Грядущие реформы коснутся и второго по значению налога — налога на прибыль предприятий и организаций.
Существенные изменения в налоги внесены Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах..." от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ.
Законом дополнен Налоговый кодекс главой 25 "Налог на прибыль организаций".
Согласно этому Закону:
Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:
• российские организации;
• иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В настоящее время объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях налогообложения признается:
1) для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных представительствами расходов;
3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников РФ.
Установлен следующий порядок определения доходов.
1. К доходам организаций относятся:
а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);
б) внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
2. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.
3. Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка, установленному на дату признания этих доходов.
Доходом от реализации (для целей налогообложения) признаются: 1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, 2) выручка от реализации имущества и имущественных прав. Выручка от реализации ценных бумаг определяется с учетом положений, изложенных в Налоговом кодексе.
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы:
1) от долевого участия в других организациях;
2) от операций купли-продажи иностранной валюты;
3) в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
4) от сдачи имущества в аренду;
5) от предоставления в пользу прав на результаты интеллектуальной деятельности (от предоставления в пользование промышленных образцов, патентов и др.);
6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада;
7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в состав расходов;
8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг);
9) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;
10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде;
11) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества;
12) в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг), произведенной в целях доведения стоимости имущества до текущей рыночной цены;
13) в виде стоимости полученных материалов при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных фондов;
14) в виде использования не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), которые получены в рамках благотворительной деятельности;
15) в виде полученных целевых средств для формирования резервов;
16) в виде сумм, на которые в отчетном периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации;
17) в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности;
18) в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами;
19) в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.
При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: 1) имущество, полученное в виде взносов в уставный (складочный) капитал; 2) имущество, полученное в качестве первоначального взноса участника договора о совместной деятельности, средства, полученные в виде безвозмездной помощи; 3) имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти.
К расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
Организации системы потребительской кооперации, входящие в состав Союза потребительских обществ Российской Федерации, вправе в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) включать дополнительно (кроме расходов, указанных в ст. 254—265, 268, 269 Налогового кодекса) следующие расходы:
• отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов;