Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

bd_rf_nov.doc

— 724.50 Кб (Скачать документ)

• выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований;

• реализация научной  и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации;

• реализация путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные  учреждения, учреждения отдыха на территории РФ;

• проведение работ (услуг) по тушению лесных пожаров;

• реализация продукции  собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более;

• реализация продукции  средств массовой информации, книжной  продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 165-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ..." освобождаются от налога на добавленную стоимость операции от реализации товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). В добавленную стоимость входят следующие компоненты:

• затраты на оплату производственного  персонала (ЗП);

• отчисления в социальные фонды (ОСФ);

• амортизационные отчисления (АО);

• проценты за кредит, некоторые  налоги и другие расходы (Р);

• прибыль (П).

    Таким образом,  стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:

СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П.

 

    Добавленную  стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами:

1) путем сложения компонентов,  формирующих цену товара с  суммой НДС;

2) путем вычитания  из суммы отпускной цены товара (по цене реализации) стоимости  товара (по цене производства).

При первом способе:

ДС = СТ + НДС.

При втором способе:

ДС = СТо - СТ,

где СТо — стоимость  товара по свободным отпускным ценам;

       СТ — стоимость товара по цене производства.

Сумма налога на добавленную  стоимость (НДС) составит:

НДС = ДС

ставка НДС, %.

С 1999 года по настоящее  время применяются две ставки налога на добавленную стоимость:

• 10% по продовольственным  товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

• 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, которые уже включают в себя НДС, взимаемый по ставкам 20 или 10%, применяются расчетные ставки, соответственно, 16,67% и 9,09%.

Эти ставки являются расчетными производными от ставок налога на добавленную  стоимость и полученных следующим  образом:

(20 120) 100 = 16,67%,

(10 110) 100 = 9,09%.

Расчетные ставки при  уплате НДС до 2000 года применяли  предприятия розничной торговли, общественного питания и аукционы. С 2000 года они переведены на общий  порядок.

Сумма налога на добавленную  стоимость зачисляется в доходы федерального, регионального и местных  бюджетов.

При этом 85% ставки НДС  вносятся в федеральный бюджет, 15% — в региональный и местный  бюджеты.

 

Тема 16. Акцизы

Акцизы — это косвенные налоги. Введены в России в 1992 году. Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Включается налог в цену товара и, следовательно, оплачивается покупателями товаров.

Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования спроса и предложения на отдельные товары.

Подакцизными  товарами являются:

• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта более 9%;

• парфюмерно-косметическая продукция;

• товары бытовой химии  в аэрозольной упаковке;

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино);

• пиво;

      • табачная продукция;

      • ювелирные изделия;

       • автомобили и мотоциклы;

       • автомобильный бензин;

        • дизельное топливо;

       • моторные  масла для дизельных и карбюраторных двигателей;                                          

       • нефть и  газовый конденсат;                    

 • природный газ.                               

С 1 февраля 1993 г. введены акцизы на импортные товары, грузовые автомобили.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица — организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

1) в процентах к  стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;

2) в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).

Ставки акцизов пересматриваются и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сумма акцизного налога по подакцизным товарам, на которые установлены ставки в процентах, определяются предприятием, производящим товары, по формуле:

 

где — сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет;

  — объект обложения (отпускная цена без учета акциза);

      — ставка акциза, в %.

 

Тема 17. Налог на прибыль организаций

 

Налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 г. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. № 2116-1.

Налог на прибыль поступает в  федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации.

Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто меняющейся законодательной базой. Его облагаемая база затрагивает все многочисленные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организаций и бюджетной системы.

Поскольку этот налог относится к федеральным налогам, его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Отдельные вопросы исчисления и уплаты этого налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации.

В 1991 г. в России были приняты два закона: Закон о налоге на доход и Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Впоследствии предпочтение было отдано Закону о налоге на прибыль.

В последние годы идет реформирование налоговой системы России. Грядущие реформы коснутся и второго по значению налога — налога на прибыль предприятий и организаций.

Существенные изменения в налоги внесены Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах..." от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ.

Законом дополнен Налоговый кодекс главой 25 "Налог на прибыль организаций".

Согласно этому Закону:

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В настоящее время объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях налогообложения признается:

1) для российских организаций  — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников РФ.

Установлен следующий  порядок определения доходов.

1. К доходам организаций относятся:

а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);

б) внереализационные доходы.

При определении доходов  из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

2. Доходы определяются  на основании первичных документов и документов налогового учета.

3. Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка, установленному на дату признания этих доходов.

Доходом от реализации (для  целей налогообложения) признаются:         1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, 2) выручка от реализации имущества и имущественных прав. Выручка от реализации ценных бумаг определяется с учетом положений, изложенных в Налоговом кодексе.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы:

1) от долевого участия в других организациях;

2) от операций купли-продажи иностранной валюты;

3) в виде штрафов,  пеней и иных санкций за  нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

4) от сдачи имущества  в аренду;

5) от предоставления в пользу прав на результаты интеллектуальной деятельности (от предоставления в пользование промышленных образцов, патентов и др.);

6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада;

7) в виде сумм восстановленных  резервов, расходы на формирование которых были приняты в состав расходов;

8) в виде безвозмездно  полученного имущества (работ, услуг);

9) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;

10) в виде дохода  прошлых лет, выявленного в  отчетном периоде;

11) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества;

12) в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг), произведенной в целях доведения стоимости имущества до текущей рыночной цены;

13) в виде стоимости  полученных материалов при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных фондов;

14) в виде использования не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), которые получены в рамках благотворительной деятельности;

15) в виде полученных целевых средств для формирования резервов;

16) в виде сумм, на которые в отчетном периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации;

17) в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности;

18) в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами;

19) в виде стоимости  излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:    1) имущество, полученное в виде взносов в уставный (складочный) капитал; 2) имущество, полученное в качестве первоначального взноса участника договора о совместной деятельности, средства, полученные в виде безвозмездной помощи; 3) имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти.

К расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату  труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Организации системы  потребительской кооперации, входящие в состав Союза потребительских обществ Российской Федерации, вправе в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) включать дополнительно (кроме расходов, указанных в ст. 254—265, 268, 269 Налогового кодекса) следующие расходы:

• отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов;

Информация о работе Бюджетная система РФ