Бюджетное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Содержание

1. Понятие и методология бюджетного права 3
2. Бюджетная система РФ: понятие, состав 6
3. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные, их виды 13
4. Виды (система) источников бюджетного права 17
Заключение 19
Библиографический список 22

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное право РФ.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

    Оглавление 

1. Понятие  и методология бюджетного права 3

2. Бюджетная система РФ: понятие, состав 6

3. Понятие  бюджета. Бюджеты самостоятельные,  консолидированные, минимальные,  их виды 13

4. Виды (система) источников бюджетного  права 17

Заключение  19

Библиографический список 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и методология  бюджетного права

    Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов государства и местных  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

    Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

    Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

    Нормы бюджетного права содержатся в Конституции  РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

    Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.

    Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

    Бюджетное законодательство

    Согласно  ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное  законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.

    Нормы права, регулирующие возникающие при  использовании бюджета отношения  образуют один из разделов финансового  права - бюджетное право РФ.

    БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

    Эти отношения - предмет бюджетного права. Отношения, которые возникают:

    · с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;

    · с установлением структуры доходов  и расходов бюджетной системы  РФ и распределением их между бюджетами  разного уровня;

    · с разграничением бюджетной компетенции  между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;

    · с организацией бюджетного процесса, т.е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов;

    · с организацией контроля за исполнением  бюджетов.

    Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями.

    Ст. 1 БК РФ Правоотношения, регулируемые Бюджетным Кодексом.

    К бюджетным правоотношениям относятся:

    · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

    · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, контроля за их исполнением.

    Субъекты  бюджетных правоотношений делят на три группы:

    1) государство, национально-государственные  и административные образования  (РФ, ее субъекты);

    2) представительные и исполнительные  органы государственной и местной  власти (Правительство РФ, Правительства республик, министерства и т.п.);

    3) государственные и муниципальные  организации (предприятия, учреждения).

    Не  являются субъектами бюджетного права - негосударственные организации  и граждане

    Особенность бюджетных правоотношений - длятся не более года, срок действия бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Бюджетная система  РФ: понятие, состав

    Согласно  ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»  бюджетным устройством является - организация бюджетной системы и принципы ее построения.

    Ст. 6 БК РФ.

    Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Россия - федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов.

    Структура бюджетной системы  РФ

    Исходя  из особенностей государственного и  административно-территориального устройства РФ, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов ст. 10 БК:

    1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

    2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

    3) местные бюджеты административно-территориальных образований.

    Каждая  группа включает в себя самостоятельные  звенья бюджетной системы РФ в  целом. Бюджеты действующие на соответствующих  территориях, объединяются в консолидированные  бюджеты. В законодательстве они  представлены по уровням их формирования.

    Каждый  бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих  соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное  значение.

    Федеральный бюджет, его место  в бюджетной системе

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).

    Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.

    В соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов или иных поступлений  и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).

    Чрезвычайный  бюджет. Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом- чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

    Минимальный бюджет. Бюджетное законодательство вводит понятие "минимальный бюджет" для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.

    Региональные  и местные бюджеты

    Региональный  бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - эта форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципального образования, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъектов РФ (ст. 15 БК РФ).

    Местный бюджет. Бюджет муниципального образования  или (местный бюджет) - форма образования  и расходования, денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К местным бюджетам относятся и бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

    Формирование  бюджетов, ЗАТО имеет определенные особенности. В доходы бюджета, ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, и иные поступления с его территории. При этом дефицит бюджета закрытого административно-территориального образования покрывается дотациями, субсидиями и субвенциями из федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Данное отступление от общего бюджетного правила вызвано тем, что специфика, ЗАТО и размещенных на их территории производств, условия жизни и труда проживающего там населения требуют к себе особого внимания для обеспечения безопасности.

    Как уже отмечалось, все бюджеты в Российской Федерации автономны и самостоятельны. Однако в случае необходимости в Бюджетном кодексе предусмотрено составление консолидированного бюджета.

    Консолидированный бюджет -- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод консолидированных бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета (ст. 16 БК РФ), консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации -- свод бюджетов муниципальных образований и бюджета субъекта Федерации.

Информация о работе Бюджетное право РФ