Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание

Целью является анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.
Задачи:
Понять содержание бюджетного процесса;
Усвоить основные положения формирования бюджетов в Российской Федерации;
Разобраться в механизме рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность и содержание бюджетного процесса…………………………...5
2. Стадии бюджетного процесса……………………………………………....9
2.1 Стадия составления бюджета……………………………………………...9
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета……………...………….16
2.3 Стадия исполнения бюджета……………………………………………..21
2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета………………….24
Заключение…………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………..……………………….26

Работа состоит из  1 файл

бюджетный процесс в РФ.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

В целях своевременного и качественного  составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые  сведения от финансовых органов другого  уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также иных государственных  органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Составление бюджета  основывается:

  • на Бюджетном послании Президента РФ;
  • на прогнозе социально-экономического развития;
  • на основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
  • на прогнозе сводного финансового баланса;
  • на плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

Правительство Российской Федерации  вносит на рассмотрение и утверждение  в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период не позднее 26 августа текущего года.

Проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в  Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:

- основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;

- предварительными итогами социально-экономического  развития Российской Федерации  за истекший период текущего  финансового года и ожидаемыми  итогами социально-экономического  развития Российской Федерации за текущий финансовый год;

- прогнозом социально-экономического  развития Российской Федерации  на очередной финансовый год  и плановый период;

- оценкой ожидаемого исполнения  федерального бюджета за текущий  финансовый год;

- прогнозом основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- пояснительной запиской к проекту  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

- расчетами по статьям классификации  доходов федерального бюджета  и источников финансирования  дефицита федерального бюджета  на очередной финансовый год  и плановый период;

- реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- перечнем публичных нормативных  обязательств, подлежащих исполнению  за счет средств федерального  бюджета, и расчетами по ним  на очередной финансовый год и плановый период;

- методиками (проектами методик)  и расчетами распределения межбюджетных  трансфертов между субъектами  Российской Федерации в очередном  финансовом году и плановом  периоде;

- основными показателями государственного  оборонного заказа;

- отчетами о реализации долгосрочных  целевых программ;

- федеральной адресной инвестиционной  программой;

- верхним пределом государственного  внешнего долга Российской Федерации  по состоянию на конец очередного  финансового года и каждого  года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;

- верхним пределом и проектом  структуры государственного внутреннего  долга Российской Федерации по  состоянию на конец очередного  финансового года и каждого  года планового периода;

- проектом программы предоставления  государственных финансовых и  государственных экспортных кредитов  на очередной финансовый год  и плановый период;

- проектами  программ государственных внутренних  и внешних заимствований Российской  Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- проектом  программы государственных гарантий  Российской Федерации в иностранной  валюте и проектом программы  государственных гарантий Российской  Федерации в валюте Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период;

- предложениями  по минимальному размеру оплаты  труда, размеру стипендий, а  также предложениями о порядке  индексации заработной платы  работников федеральных бюджетных  учреждений, денежного содержания (денежного  довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;

- расчетами  прогнозируемого использования  нефтегазовых доходов федерального  бюджета, средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств  Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.2

Центральный банк Российской Федерации до 26 августа  текущего года представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Предварительно  указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации.

Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

Одновременно  указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы (а в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы) направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрения бюджета, (далее комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представительных документов и материалов установленным требованиям. 

Совет Государственной  думы или в период парламентских  каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство РФ, если состав представительных документов и материалов не соответствует требованиям ст. 192 БК РФ. 3

Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами  и материалами должен быть представлен  в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный  срок и рассмотрен Советом Государственной  Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном законом порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Стадия рассмотрения  и утверждения бюджета

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета – один из наиболее социальных значимых процессов в жизнедеятельности общества и особенно государственных структур. Поскольку бюджет – главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.

Характерная отличительная  черта второй стадии бюджетного процесса – это фактическое общественное признание представительными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания в демократичном обществе может быть различной: от полного отрицания и его разработчиков до полного согласия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствии его государство перестанет существовать.

Поэтому официальным  процедурам рассмотрения и утверждения  бюджета придается особое значение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ, о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При отклонении Госдумой федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, а также в законодательные акты РФ о тарифах взносов в государственные внебюджетные фонды до рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета расчеты по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его  внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят  и направляют в Комитет по бюджету  заключения о принятии или отклонения законопроекта, а также предложения  по предмету первого чтения. На их основании  Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и представляет их на рассмотрение в Госдуму.

При рассмотрения проекта закона о  федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его принятии. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При отклонении Госдума может:

  • передать законопроект в трехстороннюю согласительную комиссию представителей Госдуму, Совета Федерации и Правительства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается  постановление Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета.

Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает и вносит в Госдуму проект постановления о принятии федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

Государственная Дума рассматривает  проект закона о бюджете в третьем  чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении:

  • подразделы расходов федерального бюджета;
  • распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;
  • программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
  • программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;
  • программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;
  • перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается.

Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который в течении 10 дней проводит экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводиться Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом  раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования комитетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, выносятся на рассмотрение в Госдуму.

В четвертом чтении Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течении 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течении пяти дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней.

После одобрения Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течении пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента РФ, которая в течении 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон в одном чтении.

При существенных отклонениях фактических параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закон о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае снижения ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем  на 10% годовых назначений, Правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете со следующими документами: - отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетом об использовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ; - отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов; - анализом причин, обусловивших внесение изменений в федеральный закон. Госдума рассматривает данный законопроект в четырех чтениях в течение 15 дней.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ