Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:25, контрольная работа
Целью введения обязательного медицинского страхования (ОМС) как формы социальной защиты населения в охране здоровья является обеспечение конституционных прав граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет формирования стабильного целевого источника финансирования здравоохранения. Переход к ОМС ознаменовал изменение концептуальных подходов к формированию государственной политики в области здравоохранения и ориентацию на создание современной, эффективной, адекватной реальной экономической ситуации системы здравоохранения на новой основе.
Московская финансово
– юридическая академия
Контрольная работа
По дисциплине: Внебюджетные фонды
Не тему: Финансы системы здравоохранения и медицинского
страхования в РФ
В 2001 году был принят Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который вступил в силу с 2003 г. Основная задача по реализации закона была возложена на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Целью введения обязательного медицинского страхования (ОМС) как формы социальной защиты населения в охране здоровья является обеспечение конституционных прав граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет формирования стабильного целевого источника финансирования здравоохранения. Переход к ОМС ознаменовал изменение концептуальных подходов к формированию государственной политики в области здравоохранения и ориентацию на создание современной, эффективной, адекватной реальной экономической ситуации системы здравоохранения на новой основе.
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются:
1) Средства федерального, регионального и местных бюджетов;
2) Средства граждан;
3) Средства организаций;
4) Безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
5) Доходы от ценных бумаг;
6) Кредиты банков и других кредиторов;
7) Иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Финансовые средства Государственной и муниципальной системы здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения и используются для:
1) Финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ в области здравоохранения;
2) Обеспечение профессиональной подготовки кадров;
3) Финансирования научных исследований;
4) Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения
5) Субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населения по ОМС;
6) Оплаты особо дорогостоящих видов Медицинской помощи;
7) Финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социальнозначимых заболеваниях;
8) Оказание Медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий и катастроф, и других целей в области охраны здоровья населения.
Важным этапом работы стало создание стройной системы сбора страховых взносов специальным персоналом территориальных фондов ОМС. Высокий уровень сбора страховых взносов (более 90% в 2007 г) позволяет обеспечивать работу лечебных учреждений, входящих в систему ОМС, и финансировать медицинскую помощь, оказываемую более чем 80% населения страны.
За пять лет средства обязательного медицинского страхования составили 70 трлн. неденоминированных рублей. Однако, в связи с общим кризисом в стране растет задолженность плательщиков по страховым взносам и платежам в систему ОМС. Поэтому Федеральный фонд ОМС инициировал подготовку проекта Указа президента РФ №136 от 6 февраля 2006 г. "О мерах по стабилизации финансовой системы обязательного медицинского страхования", позволяющего во многом решить проблему неплатежей страховых взносов и увеличить поступление средств на оплату медицинской помощи.
Важнейшим направлением деятельности Федерального фонда является обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС путем выравнивания возможностей субъектов Российской Федерации по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования через механизм субвенций Федерального фонда.
Финансовая помощь была оказана практически всем субъектам РФ на сумму 1,9 трлн. рублей. Эти средства были направлены на выплату заработной платы медицинским работникам, материально-техническое и лекарственное обеспечение медицинских учреждений.
Средства ОМС как источник финансирования лечебно-профилактических учреждений позволили обеспечить гарантированную оплату труда медицинским работникам, при этом уровень финансирования лечебно-профилактического учреждения ставится в прямую зависимость от объемов, качества и достигнутых результатов по лечению застрахованных граждан
В течение 5 лет перед Федеральным и территориальными
фондами ОМС одной из приоритетных оставалась
задача по обеспечению полной регистрации
юридических и физических лиц, предпринимателей
без образования юридического лица и других
категорий плательщиков страховых взносов
на обязательное медицинское страхование.
В результате количество зарегистрированных
плательщиков по данным на 1 января 2007
г. возросло в 2,5 раза по отношению к 1 января
2006 г. и составило 3740127 единиц. Таким образом,
оно стало соизмеримым базе плательщиков
органов Госналогслужбы РФ и Пенсионного
фонда РФ, что позволило получить платежей
на общую сумму более 40 трлн. руб. (табл.1).
Таблица 1
Динамика
сбора страховых взносов по территориальным
фондам ОМС в млрд. руб.
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | Всего 2004-2007 | |
Сумма
перечисленных страховых |
3 507 | 8 447 | 12 497 | 19 319 | 43 770 |
В результате контрольной деятельности фондов за 2007 г. начислено штрафных санкций на сумму 27572 млрд. рублей. Несмотря на увеличение суммы начислений, сумма полученных штрафных санкций имеет тенденцию к снижению. Основная причина в том, что при наличии кризиса неплатежей взимание штрафных санкций плательщиков в размере 1% в день от суммы недоимки становится практически невыполнимым.
Другая серьезная проблема – это сбор платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Задолженность органов исполнительной власти по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в целом по России возросла к 1 января 2008 г. до 6 900 млрд. рублей.
Всего в территориальные фонды за 2003-2007 годы поступило 70,9 трлн. руб., из них за счет страховых взносов предприятий – 43,8 трлн. рублей и платежей из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 17,5 трлн. рублей. Кроме основных источников, за указанный период дополнительно привлечено в здравоохранение 1,3 трлн. рублей, полученных от размещения временно свободных средств в банковских депозитах и приобретения государственных ценных бумаг.
Расходы территориальных фондов за истекший
период составили 69,3 трлн. рублей, из них
на осуществление основной функции системы
обязательного медицинского страхования
в соответствии с действующим законодательством
финансирование территориальных программ
ОМС – 55,8 трлн. рублей (табл.2, рис.2).
Таблица 2
Динамика
расходов территориальных фондов обязательного медицинского
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | Итого | |
Израсходовано всего | 404,4 | 5471,8 | 14239,1 | 21339,5 | 27834,5 | 69289,3 |
В том числе: | ||||||
Финансирование территориальной программы (вкл. СМО) | 149,4 | 3750,6 | 11178,5 | 17517,2 | 23275,5 | 55871,2 |
Финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению | 124,1 | 1213,0 | 2163,5 | 2696,6 | 3448,4 | 9645,6 |
Содержание территориальных фондов и филиалов | 24,0 | 184,3 | 422,8 | 630,1 | 811,7 | 2072,9 |
Прочие расходы | 106,9 | 323,9 | 474,3 | 495,6 | 298,9 | 1699,6 |
Остаток на конец отчетного периода | 598,3 | 1183,9 | 1050,0 | 1009,1 | 1650,1 |
Рис.2. Структура
расходов территориальных фондов ОМС
За 2003-2007 годы финансовая помощь ФФОМС составила 2 513,2 млрд. рублей. Из этих средств направлено:
Территориальным фондам ОМС – на оплату медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, включая погашение задолженности по заработной плате медицинским работникам, – 1626,6 млрд. руб.
Территориальным фондам ОМС и медицинским учреждениям федерального и регионального уровней – на финансирование целевых мероприятий по охране материнства и детства в Российской Федерации – 371,1 млрд. руб.
На медицинское и лекарственное обеспечение участников Великой Отечественной войны – 59,7 млрд. руб.
На финансирование мероприятий в связи с чрезвычайными ситуациями – 83,5 млрд. руб.
На медицинское и лекарственное обеспечение пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы – 36,3 млрд. руб.
На сохранение и реконструкцию Ожогового центра института хирургии им. А.В. Вишневского – 62,0 млрд. руб.
Финансирование
Федерального центра нейрохирургии
боли Минздрава РФ – 7,9 млрд. руб.
Информация о работе Финансы системы здравоохранения и медицинского страхования в РФ