Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:35, реферат
Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.
Виды государственных доходов
Государственные доходы -
это часть национального дохода страны,
обращаемая в процессе его распределения
через различные виды денежных поступлений
в собственность и распоряжение государства
с целью создания финансовой базы для
выполнения его задач по осуществлению
социально-экономической политики, обеспечению
обороны и безопасности страны, а также
необходимая для функционирования государственных
органов.
Виды государственных доходов. Согласно
ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются
за счет налоговых и неналоговых видов
доходов, а также за счет безвозмездных
перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется
остаток средств на конец предыдущего
года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные
налоговым законодательством РФ федеральные,
региональные и местные налоги и сборы,
а также пени и штрафы.
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по
уплате налогов и иных обязательных платежей
в бюджет полностью учитывается в доходах
соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся доходы:
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности;
от продажи или иного возмездного отчуждения
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
от платных услуг, оказываемых соответствующими
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, а также бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации, а также
средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного Российской Федерации, субъектам
Российской Федерации, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного
изъятия;
в виде финансовой помощи и бюджетных
ссуд, полученные от бюджетов других уровней
бюджетной системы Российской Федерации;
иные неналоговые доходы.
Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального
бюджета зачисляются собственные налоговые
доходы федерального бюджета, за исключением
налоговых доходов, передаваемых в виде
регулирующих доходов бюджетам других
уровней бюджетной системы Российской
Федерации. В доходы федерального бюджета
полностью поступают собственные неналоговые
доходы. В процессе исполнения федерального
бюджета в его доходы могут поступать
средства по взаимным расчетам из бюджетов
субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.
В доходы федерального бюджета зачисляется
остаток средств на конец предыдущего
года.
Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ
формируются за счет собственных и регулирующих
налоговых доходов, за исключением доходов,
передаваемых в порядке регулирования
местным бюджетам.
Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов
формируются за счет собственных доходов
и доходов за счет отчислений от федеральных
и региональных регулирующих налогов
и сборов. В местные бюджеты полностью
поступают доходы от продажи и использования
имущества, находящегося в муниципальной
собственности; доходы от платных услуг,
оказываемых органами местного самоуправления,
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов местного самоуправления,
и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
Классификация государственных доходов.
Государственные доходы, поступающие
в распоряжение (собственность) государства,
очень разнообразны. Для их классификации
используют различные критерии. При классификации
доходов по социально-экономическому
признаку в основу берется наличие различных
форм собственности: государственной,
муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).
По территориальному признаку государственные
централизованные доходы подразделяются
на федеральные и доходы субъектов Федерации.
По методу мобилизации государственных
доходов они могут быть обязательные и
добровольные. В свою очередь, государственные
доходы, поступающие на обязательной основе,
делятся на налоги и неналоговые платежи.
Централизованные государственные доходы.
К централизованным доходам относят доходы
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ
и средства государственных внебюджетных
фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования, Федерального и территориальных
фондов медицинского страхования).
Децентрализованные государственные
доходы. Децентрализованными доходами
служат доходы юридических лиц, имущество
которых находится в федеральной собственности
или в собственности субъектов РФ. В первую
очередь речь идет о государственных унитарных
предприятиях, в том числе федеральных
казенных предприятиях.
Местные доходы (местные финансы). Доходы
местного самоуправления, в том числе
и доходы местного бюджета, не входят в
понятие "государственные доходы",
т.к органы местного самоуправления, в
соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не
включаются в систему органов государственной
власти.
Система местных доходов, их правовой
режим определяются соответствующими
нормативными актами.
Неналоговые платежи. Эти платежи относятся
к государственным доходам, поступающим
на обязательной основе, и характеризуются
большим разнообразием, отличаясь друг
от друга по субъектам платежей, методом
их взимания, источником поступления.
К неналоговым доходам относятся:
платежи за оказание различных услуг (государственная
пошлина, сбор за клеймение измерительных
приборов, таможенная пошлина);
доходы от использования объектов федеральной
собственности и собственности субъектов
Федерации (лесной доход, рыболовецкий
сбор, плата за воду);
платежи, носящие штрафной характер (суммы,
полученные от реализации конфискованного
имущества; штрафы, взимаемые за нарушение
финансового законодательства, и т.д.);
поступление от продажи государственных
ценных бумаг, объектов федеральной собственности
и собственности субъектов Федерации.
Налоговые доходы бюджета РФ. В соответствии
со ст. 50 БК РФ налоговые доходы федерального
бюджета - это:
федеральные налоги и сборы, перечень
которых определяется налоговым законодательством РФ,
а пропорции их распределения в порядке
бюджетного регулирования между бюджетами
разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год на срок не
менее трех лет при условии возможного
увеличения нормативов отчислений в бюджеты
нижестоящего уровня на очередной финансовый
год. Срок действия долговременных нормативов
может быть сокращен только в случае внесения
изменений в налоговое законодательство РФ;
таможенные пошлины, таможенные сборы
и иные таможенные платежи;
государственная пошлина в соответствии
с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 56 БК РФ к налоговым
доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
собственные налоговые доходы бюджетов
субъектов РФ от региональных налогов
и сборов, перечень и ставки которых определяются
налоговым законодательством РФ, а пропорции
их разграничения на постоянной основе
и распределения в порядке бюджетного
регулирования между бюджетом субъекта РФ
и местными бюджетами определяются законом
о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый
год и Федеральным законом "О финансовых
основах местного самоуправления в РФ";
отчисления от федеральных регулирующих
налогов и сборов, распределенных к зачислению
в бюджеты субъектов РФ по нормативам,
определенным федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год за
исключением доходов от федеральных налогов
и сборов, передаваемых в порядке бюджетного
регулирования местным бюджетам.