Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа
Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. РАЗРАБОТКА И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ……………...…………5
2. СТРУКТУРА ДОХОДОВ…………………………………………………10
3. СТРУКТУРА РАСХОДОВ………………………………………………..20
4. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ………………………………………….26
5. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конкретные
же воплощения концепции бюджетного
федерализма опираются на определенное
сочетание двух взаимодополняющих
тенденций: конкуренции между
С полным
правом можно говорить, что в Российской
Федерации заложена конституционная
модель бюджетного федерализма, так
как именно Конституция определяет
такие общие принципы бюджетной
системы, как разграниченность и
самостоятельность бюджетов всех уровней.
Особым звеном в конституционной
модели бюджетного федерализма являются
совместные бюджетные и налоговые
полномочия Федерации и ее субъектов.
С одной стороны, они взаимно
ограничивают полномочия центра и регионов,
а с другой - устанавливают их
взаимосвязь и
Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма существуют. Тем не менее, реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри самого государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе "экономика - государство - экономика", где государство само по себе является целой системой субъектов.
Принято
разделять бюджетный федерализм
на две сферы: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя сфера выполняет функции
централизации, распределения и
перераспределения бюджетных
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы
Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.
В России
оба направления бюджетного выравнивания
сопряжены с огромными
Организация
вертикального бюджетного регулирования
также сопряжена со значительными
трудностями. На сегодняшний день в
ее основу положены такие принципы,
которые в определенной мере стимулируют
субъекты Федерации к повышению
дефицита своего бюджета. Яркий тому
пример - существующая методика распределения
средств Федерального фонда финансовой
поддержки регионов (трансфертов). Первая
его часть направляется в адрес
так называемых "нуждающихся"
регионов, вторая - в адрес "особо
нуждающихся". "Нуждающимся" считается
регион, среднедушевые доходы которого
ниже, чем в среднем по России,
"особо нуждающимся" - регион, бюджетные
расходы которого выше его доходов,
то есть бюджет с дефицитом. Таким
образом, перерасход средств региональных
бюджетов на основе данной методики будет
автоматически покрыт из федерального
бюджета. Естественным результатом
этого является то, что стремление
федерального Правительства снизить
дефицит бюджета наталкивается
на экономически обусловленное противостояние
регионов. Таким образом, очевиден тот
факт, что для нормального развития
системы бюджетного федерализма
способы и приемы бюджетного выравнивания
нуждаются в серьезных
Тем не менее, само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.
В настоящее
время судьба бюджетного федерализма
в России зависит не столько от
той или иной его модели, сколько
от способности государства как
единого целого преодолеть разрушительный
экономический кризис, спад производства,
осуществить переход в
5. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Полностью
сбалансированный государственный
бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен
только теоретически. Бюджетный дефицит
- превышение расходов бюджета над
его доходами - это финансовое явление,
с которым в те или иные периоды
своей истории неизбежно
Следует
отметить, что государственные бюджеты
западных стран с развитой рыночной
экономикой продолжают оставаться хронически
дефицитными. Однако в условиях относительно
устойчивого экономического положения,
динамично развивающейся
С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота. Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость
реформирования бюджетной системы
в современных условиях определяется
объективными требованиями экономической
действительности. Развитие общества,
многие годы жившего в условиях жесткой
централизации, еще довольно длительное
время будет определяться развитием
бюджетных отношений. Но и при
рыночной системе роль бюджетного регулирования
не уменьшается: ведь общество не перестает
нуждаться в сильной и
Таким образом,
совершенствование бюджетного устройства
способно оказать значительное положительное
воздействие на функционирование всей
рыночной системы. И это совершенствование
следует осуществлять как по отношению
к внутренним, межбюджетным отношениям,
основывая их исключительно на принципах
бюджетного федерализма, так и по
отношению к количественным и
качественным показателям самого бюджета,
способствуя его
Важные
шаги в направлении
Информация о работе Государственный бюджет РФ, его структура