Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:35, контрольная работа
Необходимость и актуальность исследования особенностей правового регулирования труда муниципальных служащих как субъектов трудового права вызваны рядом причин.
В первую очередь это обусловлено кардинальной реформой местного самоуправления, происходящей в настоящая время. Начало данной реформы традиционно определяется вступлением в действие Конституции Российской Федерации 1993 года1.
Необходимость и актуальность
исследования особенностей правового
регулирования труда
В первую очередь это обусловлено кардинальной реформой местного самоуправления, происходящей в настоящая время. Начало данной реформы традиционно определяется вступлением в действие Конституции Российской Федерации 1993 года1. Она послужила основой для появления нового специального вида правоотношений, предметом которых стало местное самоуправление вообще и муниципальная служба в частности. Для концептуальной смены характера правового регулирования вопросов муниципальной службы (службы в органах местного самоуправления) наиболее значимой стала ст. 12 Конституции РФ. Указанной нормой было провозглашено выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти. Таким образом, Конституция 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление как "самостоятельный уровень власти, организационно обособленный в системе управления обществом и государством, заложила правовую основу для учреждения муниципальной службы - нового вида служебной деятельности в нашем обществе"2. Данное конституционное положение позволило сделать несколько основных выводов, определивших дальнейшее развитие правового регулирования муниципальной службы.
1. Служба в органах местного
самоуправления не является
1 Рос. газ. 1993.22 дек.
2 Фадеев В. И.. Муниципальная
служба в Российской Федерации
// Местное самоуправление: современный
российский опыт
4
2. Требуется специальное
правовое регулирование
В чем состоят особенности муниципальной службы как правового института? Кто и каким образом вправе регулировать вопросы, относящиеся к муниципальной службе?
Ответы на эти и другие, производные от них вопросы должно было дать текущее законодательство, конкретизирующее положения Конституции РФ.
ОЗначительная роль в правовом регулировании организации и деятельности местного самоуправления вообще и муниципальной службы в частности принадлежит Закону от 26 ноября 1996 г. № 141-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 и Закону от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"2. Данные нормативные акты вместе с Конституцией составили правовую основу регулирования муниципальной службы в Российской Федерации. Их значение состоит прежде всего в выделении (обособлении) из общей массы социальных отношений правоотношений по муниципальной службе как особого правового феномена со свойственным только ему содержанием: правами, обязанностями и ответственностью участников правоотношений. Специализация правового регулирования была законодательно оформлена путем установления особого круга субъектов (служащих органов местного самоуправления и др.) — участников отношений, предметом которых является муниципальная служба. Определен состав нормативных правовых актов, входящих в законодательство о муниципальной службе, а также предусмотрена компетенция различных субъектов в сфере установления общих прав и обязанностей для муниципальных служащих всей Российской Федерации, ее отдельных регионов (субъектов Российской Федерации) и отдельных муниципальных образований.
Но говоря о муниципальной службе как о правовом институте, основанном на нормах специального законодательства не следует забывать о единстве правового регулирования комплекса правовых отношений, охватываемых
1 Рос. газ. 1995. 1 сент.
2 Рос. газ. 1998. 16янв.
термином "муниципальная
служба". Единство выражается в том,
что нормы, являющиеся элементами комплексного
образования - муниципального права, продолжают
оставаться в системе основных отраслей
права — трудового, конституционного,
административного. Это связано
с тем, что законодательное выделение
отношений муниципальной службы
обусловлено исключительно
В связи с этим появление
новых муниципальных
1 Термин "муниципальное
право" в данном случае
2 Рос. газ. 1999. 13апр.
6
необходимость совершенствования и усложнения правового регулирования общественных отношений. С другой стороны, политическими причинами: демократизацией современного российского общества, вхождением Российской Федерации в Совет Европы и необходимостью в связи с этим соблюдения общепризнанных норм, в том числе принятых указанной международной организацией. Так, согласно ч. 1 ст. 2 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны1.
Местное самоуправление в
России в настоящее время "выступает
в качестве: фундаментального конституционного
принципа, учреждающего, признающего
и гарантирующего управленческую самостоятельность
мест; правотворческой, правоприменительной
и правореализационной
Необходимость конституционного
выделения местного самоуправления
в отдельный правовой институт признается
не всеми специалистами. Для некоторых
авторов закрепленное в Конституции
особое положение местного самоуправления
является "одним из ряда мифов, которым
могут позавидовать наши писатели-фантасты"3.
Представители данной точки зрения
рассматривают местное
1 СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466. Конвенция
ратифицирована Федеральным
2 Вьщрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учеб. -Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1997. С. 8.
3 Безуглов А. А. Актуальные
проблемы формирования
7
Напротив, по мысли А. А. Торшенко, конституционное отделение местного самоуправления от государственной власти не означает абсолютного разделения государственного управления и местного самоуправления или их противопоставления, а свидетельствует о том, что и то и другое - "составные части конституционного (негосударственного) механизма"1.
Не вступая в дискуссию
о необходимости отделения
I исследований. В частности,
констатируя принадлежность
муниципальной службы к общественному труду, следует выявить специфические особенности этого труда, позволяющие отграничить его от других видов общественной трудовой деятельности"2.
Институт муниципальной службы рассматривается нами как смешанный институт трудового права, сформированный по субъектному признаку. Данный правовой институт представляет собой объединение в основном исключительных норм, модификация которых (по сравнению с общими нормами законодательства о
1 Торшенко А. А. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций. Екатеринбург, 1994. Вып. 1. С. 5.
2 Гусев А. В. Государственная
и муниципальная служба как
разновидность
8
труде) обусловлена действием определенных производственных, социальных и других факторов. Среди этих исключительных норм можно выявить нормы-дополнения, нормы-приспособления, а в некоторых случаях — нормы-изъятия, ограничивающие пользование тем или иным правом, исполнение тех или иных обязанностей.
i В совокупности нормы смешанного института трудового права
"муниципальная служба"
призваны обеспечить целостное
воздействие на существенные
условия труда муниципальных
служащих путем закрепления
Круг вопросов, возникающих в связи с применением труда муниципальных служащих, сегодня весьма значителен. В первую очередь это обусловлено тем, что j законодательство о муниципальных служащих, провозглашенных в качестве особой
' категории субъектов
права, находится в стадии
щ задача по формированию правового статуса муниципального служащего возложена
' федеральным законодательством на субъектов Российской Федерации и
муниципальные образования. Отсутствие соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления зачастую приводит к возникновению пробелов в правовом регулировании муниципальной службы и необходимости использования аналогии закона или права при решении конкретных
1 Рассмотрение совокупности
нормативных правовых актов о
муниципальной службе в
9
юридических казусов, возникающих на практике. На бездействие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, отказ от нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления, в Проекте Основных положений ... указывается как на одну из проблем, связанных со становлением местного самоуправления.
Предметом настоящего диссертационного исследования является совокупность проблем, относящихся к регулированию применения труда муниципальных служащих.
Необходимо отметить, что
вопросы муниципальной службы затрагивали
в работах различных ученых, в
том числе проводящих исследования
в сфере государственной
В работе рассматриваются лишь основы регулирования труда
Щ муниципальных служащих. Такой подход вызван рядом объективных обстоятельств.
| f Главной причиной
! является закрепленная
в Конституции РФ и
правового регулирования указанных отношений. Это, во-первых, касается законодательства о труде, а во-вторых, специального законодательства о муниципальной службе1. Вот почему, невозможно, дать исчерпывающий перечень трудовых прав и обязанностей, которые могут быть закреплены правовыми актами за муниципальными служащими поскольку в этом случае изложение материала свелось бы к перечислению специфических прав и обязанностей, которыми наделены муниципальные служащие отдельных
щ\ регионов или муниципальных образований. Такое перечисление, по мнению
автора, скрыло бы объективные закономерности, влияющие на формирование,
1 Разделение законодательства,
регулирующего правовое
Информация о работе Исследование особенностей правового регулирования труда муниципальных служащих