Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:06, реферат
В последнее время развитие конкуренции в российской экономике и ограничение монопольного положения крупного бизнеса в России выдвигается в ряд основных экономических задач, обозначенных Правительством. Состояние дел в российской экономике оценивается неоднозначно. Темп промышленного производства в России в июле 2008 года ускорился по сравнению с прошлым месяцем (3,3% против 0,9% в июне), но индекс за январь-июль все равно скромнее, чем за аналогичный период прошлого года (5,4% против 7,6%), подсчитал Росстат. Драйвером роста остается обрабатывающая промышленность - темпы ее роста составили 7,8%,
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЗМ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Киян Т.В., Плотникова С.П.
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
The competition is a basic element of market economy. Development of a competition and reduction of non market sector can be possibly reached by creation and maintenance of the favorable competitive environment; reductions of a share of exclusive sectors in economy; increases of natural monopolies activity transparency and availability of the goods made by them. In the conditions of innovative development, on the one hand, the market is inevitably monopolised, but, on the other hand, monopolies in a greater degree behave as perfect competitors.
В последнее время развитие конкуренции в российской экономике и ограничение монопольного положения крупного бизнеса в России выдвигается в ряд основных экономических задач, обозначенных Правительством. Состояние дел в российской экономике оценивается неоднозначно. Темп промышленного производства в России в июле 2008 года ускорился по сравнению с прошлым месяцем (3,3% против 0,9% в июне), но индекс за январь-июль все равно скромнее, чем за аналогичный период прошлого года (5,4% против 7,6%), подсчитал Росстат. Драйвером роста остается обрабатывающая промышленность - темпы ее роста составили 7,8%, хотя за аналогичный период прошлого года рост был выше почти в полтора раза и достиг 12%. Добыча выросла на 0,2% (против 3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 4,2% (против снижения на 3,1%). Добыча нефти и газового конденсата снизилась на 0,8% по сравнению с январем-июлем прошлого года, а вот газа и угля добыто на 1,4% и 5,9% больше соответственно.
Среди серьезных угроз для российской экономики - чрезмерный рост импорта, рано или поздно импорт будет финансироваться за счет заимствований, что также несет в себе опасность нового кризиса.
В условиях открытой экономики, зависимости от мировой конъюнктуры, глобального и регионального спроса на российское сырье значение так называемых экзогенных, то есть внешних, факторов неизмеримо возрастает.
Упор в развитии страны должен быть сделан на развитии факторов эндогенных, то есть внутренних, воздействие на которые представляется возможным. Одним из важнейших внутренних факторов, способствующих развитию российской экономики является развитие конкуренции.
В настоящее время в России наиболее распространена точка зрения, согласно которой именно конкуренция является доминирующим фактором и движущей силой экономического развития. Какие бы недостатки в экономике ни отмечались, например, слабая восприимчивость к инновациям, невысокое качество продукции, низкий средний уровень жизни граждан и т. п., они могут быть устранены или смягчены, по мнению многих экономистов, только путем развития конкуренции в тех или иных сферах. Соответственно развитие конкуренции рассматривается едва ли не как панацея от всех экономических болезней, а конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, территорий, стран предстает главной характеристикой их жизнеспособности и эффективности в целом.
Конкуренция действительно является одним из фундаментальных факторов экономического развития. Наряду с ней в экономическом пространстве действуют такие не менее мощные силы, как кооперация, интеграция, коэволюция (предопределенное или выстроенное согласованное развитие). При этом ни одна из этих форм взаимоотношении субъектов не должна доминировать в масштабах всей экономики. Определить оптимальные для данной экономики пропорции и формы взаимодействия этих сил — основная задача поиска модели хозяйственного развития страны.
Суть либеральных
реформ на протяжении
Сегодня совершенно очевидно, что в рецепте реформ, выписанных России, отсутствовала важнейшая составляющая под названием «конкуренция». Считалось, что конкуренция возникнет автоматически по мере проведения приватизации, либерализации, стабилизации.
В действительности, поменяв
форму собственности и
Реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Снижение доходов бюджета от сырьевого экспорта можно компенсировать только оживлением хозяйственной деятельности внутри страны.
Впрочем, либерализация экономики дала толчок бурному росту ряда отраслей, практически не развитых в советской экономике. Это торговля, общественное питание, сфера услуг, банковский и страховой сектор, внешняя торговля как вид экономической деятельности. В этих сферах конкуренция появилась быстро и усиливалась по мере насыщения рынка – и этому насыщению, в свою очередь, немало способствовала. Именно в этих секторах получил наиболее активное развитие малый и средний бизнес, которому имманентно присуще конкурентное начало, поскольку малое и даже среднее предприятие априори не в состоянии монополизировать рынок или вступить в монопольный сговор.
Рост малого бизнеса
не получил развития на последующих
этапах, включая нынешний. Административно-
Развитию бизнеса
Родившись в монопольной, неконкурентной среде, российский бизнес нашел способ продлить ее жизнь, путем сращивания бизнеса и власти. Формы его многообразны. Начиная от взяток за получение госзаказа (или благоприятных условий доступа к инфраструктуре, или земельных участков под строительство, и т.п.) и кончая прямым подавлением конкурентов с использованием государственной власти.
Российский бизнес использует
и традиционные способы обхода конкуренции,
включая ценовой сговор. В последние
годы антимонопольное
Но борьба государства с монопольным поведением и ценовым сговором отнюдь не сводится к действиям антимонопольного ведомства. Примером может служить деятельность правительства на рынке зерновых. Ограничить монопольное поведение и повлиять на цены можно и зерновыми интервенциями за счет государственных ресурсов, и гибкой таможенно-тарифной политикой, ограничивающей экспорт зерна и стимулирующей его ввоз, и широким набором мер, направленных на поддержку расширения производства. Всеми этими средствами российское правительство в принципе пользуется, но не очень активно. Так, опасная с точки зрения динамики цен ситуация на отечественном рынке зерна в 2007 году предсказывалась экспертами еще в середине года. А меры реагирования в виде зерновых интервенций и таможенного регулирования были приняты лишь в конце года, когда цены фактически вышли из-под контроля. Ситуация повторяется как минимум в ряде регионов и в текущем году. Вместо использования эффективных, отработанных в других странах средств борьбы с ростом цен правительство влияет на бизнес, вызывая «добровольное» замораживание цен производителями и поставщиками продуктов питания.
В последние годы государство начинает
играть все более активную роль в
экономике в качестве непосредственно
хозяйствующего субъекта, что явно
не способствует развитию конкуренции.
В стране в массовом масштабе сохраняется
такой пережиток
Контролируемые государством компании по-прежнему играют ключевую роль практически во всех значимых сферах экономики. Достаточно упомянуть «Газпром», «Аэрофлот», «Российские железные дороги», ВТБ, «Рособоронэкспорт», «Транснефть», «Роснефть». Административный ресурс является для этих компаний главным аргументом в конкурентной борьбе. В последние годы начался процесс деприватизации частных компаний по причине неуплаты налогов или нарушений процедур приватизации. Примером этого процесса стал ЮКОС. Подконтрольным государству структурам на нерыночных условиях передаются гигантские активы.
Заметным явлением возрождающегося государственного монополизма стало создание государственных корпораций. Примером может служить образование корпорации «Ростехнологии», которой передаются огромные активы в нескольких десятках секторов экономики.
Постоянное расширение нерыночного
сектора экономики снижает
Развитие конкуренции и
Эти подходы упускают, на наш взгляд, главный фактор развития конкуренции, а именно, развитие производства инновационной продукции. Актуальность исследований конкуренции повышается в связи с тем, что эта проблема вошла в число первоочередных задач государственной экономической политики. В первую очередь потому, что кардинально изменилась сама сущностная среда мировой экономической сферы в связи с переходом к постиндустриальной стадии развития, основанной на инновационных и информационных технологиях и макроглобализационных процессах в мировом масштабе.
Рассматривая особенности
Таким образом, мы сталкиваемся с двойственностью
модели рынка в условиях распространения
информационных технологий. С одной
стороны, рынок неизбежно
Американский экономист П. Ромер, напротив, считает, что монополии в условиях информационных технологий играют отрицательную роль: им выгодно препятствовать инновационному процессу для сохранения своего монопольного положения. В принципе дискуссии сводятся к тому, насколько ведущие фирмы злоупотребляют своей властью в ущерб эффективности, а, следовательно, препятствуют нормальной рыночной конкуренции.
В условиях распространения информационных технологий происходит снижение входных барьеров: потребители получают возможность сравнивать цены, онлайновая торговля экономит трансакционные издержки, и все это ведет к конкуренции. Монополиям становится невыгодно повышать цены и сдерживать объемы производства.
Одновременно на рынке происходят изменения временного характера: срок жизни нового продукта укорачивается, поскольку информация о нем распространяется быстро и повсеместно. Кроме того, появляются товары, насыщенные знанием в большей степени, чем требуется функционально. У товаров появляется интеллектуальный имидж, что служит отличительной особенностью экономических благ в условиях современной экономики. Под влиянием рекламы кривая предельной полезности сдвигается вверх, что в перспективе дает огромные возможности для экономического роста даже при отсутствии существенных хозяйственных изменений.