Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:41, доклад
Со временем под влиянием исторических особенностей развития в США сформировалась специфическая модель организации и управления корпорациями, отличная от моделей, существующих в других промышленно развитых странах. Основная отличительная черта американской модели состоит в том, что только акционеры корпорации имеют право влиять на принятие стратегических решений и политику организации. Интересы корпорации тождественны интересам ее акционеров как организованной группы. Менеджеры и работники, составляющие группу наемных работников и призванные выполнять установки владельцев, в корпорацию не входят. При этом менеджеры выступают как агенты акционеров, которым делегируются ограниченные права по оперативному управлению корпорацией.
Со
временем под влиянием исторических
особенностей развития в США сформировалась
специфическая модель организации
и управления корпорациями, отличная
от моделей, существующих в других промышленно
развитых странах. Основная отличительная
черта американской модели состоит
в том, что только акционеры корпорации
имеют право влиять на принятие стратегических
решений и политику организации.
Интересы корпорации тождественны интересам
ее акционеров как организованной группы.
Менеджеры и работники, составляющие
группу наемных работников и призванные
выполнять установки
Ключевая
проблема управления в американской
модели заключается в приведении
в соответствие интересов акционеров
и менеджеров как группы, имеющей
де-факто значительную власть в корпорации.
Различие интересов обусловлено
тем, что менеджеры помимо корпорации
включены также в более широкую
систему общественных отношений, которая
зачастую сильнее влияет на формирование
структуры их интересов, чем внутрикорпоративные
отношения. Например, социальный статус
менеджера в США в значительной
мере зависит от размера компании,
где он работает, и от его места
в иерархии. Поэтому у менеджера
корпорации существует групповой интерес
увеличивать размеры компании и
усложнять ее иерархию. Это делается
за счет нераспределенной прибыли, т. е.
за счет уменьшения выплат дивидендов,
что может противоречить
Другая
особенность американской модели —
очень высокая раздробленность
пакета акций: в большинстве крупных
компаний количество акционеров исчисляется
сотнями тысяч и миллионами, а
самые крупные пакеты акций —
единицами процентов. Это означает,
что ни один из акционеров реально
не имеет возможности
Еще одним важнейшим отличием американской модели является прямой запрет для банков владеть акциями нефинансовых компаний. Эта норма была установлена после кризиса 1929 г. как реакция на массовые спекуляции банков с ценными бумагами компаний. Она устранила одну из важнейших зон возникновения конфликта интересов: банк, владеющий акциями нефинансовой компании, перестает быть беспристрастным поставщиком финансовых ресурсов на рынок и становится заинтересованным в подавлении конкурентов «своей» компании. Банки перестают выполнять функции финансовой инфраструктуры и становятся ядрами образования финансовой олигархии.
Наконец,
описываемая модель отводит государству
второстепенную роль. В американской
традиции оно рассматривается как
нежелательный элемент
Охарактеризуем основные задачи, которые решает менеджмент в ходе управления хозяйственным субъектом.
1.
Организация взаимодействия с
собственниками и
2.
Выбор стратегии
Сравнительный анализ японского и американского менеджмента.
Управленческие
школы США и Японии являются в
настоящее время ведущими в мире
и рассматриваются в других странах
как своеобразный эталон развития менеджмента.
Между ними имеется определенное
сходство: обе школы основное внимание
уделяют активизации
Основу американской
системы управления составляет принцип
индивидуализма, возникший в американском
обществе в XVIII—XIX вв., когда в страну
прибывали сотни тысяч
Существуют
и другие различия японской и американской
систем управления. В США в процессе
управления ставка делается на яркую
личность, способную улучшить деятельность
организации — в Японии же менеджеры
ориентируются на группу и организацию
в целом. В американских фирмах существуют
жесткие структуры управления, обладающие
определенными функциями, — в
Японии применяются более гибкие
структуры управления, создаваемые
и ликвидируемые по мере выполнения
конкретных задач. Главным стимулом
для американских работников является
экономический фактор (деньги) —
для японских работников более значимую
роль играют не деньги, а социально-психологические
факторы (чувство принадлежности к
коллективу, гордость за фирму). Для
западноевропейских и американских
предприятий характерно наличие
морально-психологических
Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20—25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.
В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года — 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.
России еще предстоит выбрать наиболее подходящую для нее модель менеджмента, вначале просто копируя ее, а затем творчески развивая на основе отечественной теории и практики управления. Видимо, более привлекательной для нас будет японская модель менеджмента, так как она в большей степени отвечает особенностям нашей истории, культуры и национальной психологии (например, приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти и др.).
Такой выбор,
на наш взгляд, несомненно приведет
к изменению геополитических интересов
России, к ее большей ориентации на страны,
расположенные в Тихоокеанском регионе
(Япония, Китай, Бразилия, Чили, Австралия,
Южная Корея и т.д.), с их огромными людскими,
финансовыми, сырьевыми и технологическими
возможностями и исторической перспективой.
Выбор модели менеджмента будет означать
смену мировоззренческих ориентиров в
процессе подготовки будущих менеджеров.
Это будет выбор, который определит исторический
путь развития России на сотни лет. Ведь
Россия — это страна, находящаяся на стыке
Запада и Востока и вобравшая в себя ценности
как западного, так и восточного мира.
Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента.
|