Понятие бюджетного процесса и его принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 05:32, контрольная работа

Описание

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнений длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую.

Работа состоит из  1 файл

бюджетный процесс.docx

— 45.32 Кб (Скачать документ)

1.3.3. Стадии рассмотрения  и утверждения бюджета

 

Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам и в част­ности для работы с бюджетом органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе создан Комитет Государственный Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Федера­ции — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, ва­лютному и кредитному регулированию. Эти комитеты рассматри­вают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и контактируют по вопросам бюд­жета между собой.

По Закону «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса» комитеты и комиссии палат  Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного  проекта бюджета и вынести  по нему сводное заключение. Вопрос о рассмотрении и утверждении  бюджета в органах представитель­ной  власти настолько важен, что с 1994 по 1998 г. Федеральным Собранием РФ принимались специальные законы о порядке рас­смотрения и  принятия закона о федеральном бюджете,* где преду­сматривался подробный регламент рассмотрения и принятия фе­дерального бюджета, внесения в него изменений и дополнений.

_______________________

* См., например: Федеральный  закон «О порядке внесения, рассмотрения  и принятия Федерального закона  «О федеральном бюджете на 1997 год» от 1 июля 1996г. //СЗРФ. 1996. №28. Ст. 3454; а также СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3583; 1998. № 30. Ст. 3617. По БК РФ в  ст. 196 также закреплено рассмотрение  бюджета в четырех чтениях.

 

Этими законами предусматривалось, что Государственная Дума рассматривает  проект закона о федеральном бюджете  в не­скольких чтениях. Такое  внимание представительного органа го­сударственной власти к рассмотрению проекта закона о бюджете характерно для всех демократических государств.

Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете.*

_____________________

* В п. I ст. 192 БК закреплено, что проект федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год вносится не  позднее 15 августа текущего

 

 

 К проекту закона  прилагается ряд документов и  материалов:

• предварительные итоги  социально-экономического разви­тия РФ за истекший период текущего года;

• прогноз социально-экономического развития РФ на очеред­ной финансовый год;

• основные направления  бюджетной и налоговой политики на

очередной финансовый год;

• план развития государственного и муниципального сектора

экономики;

• прогноз Сводного финансового  баланса на территории РФ на

очередной финансовый год;

• прогнозы консолидированного бюджета РФ на очередной фи­нансовый год;

    • основные  принципы и расчеты по взаимоотношениям  феде­рального бюджета и консолидированных  бюджетов субъек­тов РФ в очередном финансовом году;

• проекты федеральных  целевых программ и федеральных  программ по развитию регионов, предусмотренные  к финан­сированию из федерального бюджета на очередной финансо­вый год;

• проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной  финансовый год; проект программы приватиза­ции государственных и муниципальных предприятий на оче­редной финансовый год;

• расчеты по статьям  классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам  функциональной класси­фикации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

• международные договоры РФ, вступившие в силу для РФ и  содержащие ее финансовые обязательства  на очередной фи­нансовый год, включая нератифицированные международ­ные договоры РФ о государственных внешних заимствовани­ях и государственных кредитах;

• проект программы государственных  внешних заимствова­ний РФ и предоставлении государственных кредитов Россий­ской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год;

• проект структуры государственного внешнего долга РФ с разбивкой  по отдельным государствам в очередном  финансо­вом году;

• проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, предусмот­ренных на очередной финансовый год для покрытия дефици­та федерального бюджета;

• проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной  финансовый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего финансового года;

• проекты федеральных  законов о приостановлении действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления  расходов, не предусмотренных феде­ральным бюджетом на очередной финансовый год.*

При необходимости внесения изменений и дополнений в зако­нодательные акты по налогам Правительство РФ представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов. Расходы в проекте федерального закона о бюджете пред­ставляются в разрезе функциональной и ведомственной бюджет­ной классификацией с расшифровкой целевых статей и видов рас­ходов.

____________________

* См.:п.1ст.192БКРФ.

 

 

Правительство РФ представляет Государственной Думе проек­ты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Государствен­ного фонда занятости населения РФ; Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования РФ.*

___________________

* Правовое положение этих  фондов нашло закрепление в  гл. 17 БК, в частнос­ти, в ст. 144.

 

Центральный банк РФ представляет Госдуме согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кре­дитной политики на следующий год.

До рассмотрения проекта  федерального закона о бюджете в  пер­вом чтении комитеты и комиссии Государственной Думы пред­ставляют в Комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финан­сам заключения по данному законопроекту, на основании которых указанный комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федераль­ного закона о федеральном бюджете РФ в первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год — основные направления бюджет­ной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по вза­имоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита феде­рального бюджета, а также основные характеристики федераль­ного бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюдже­та по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюд­жетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и ис­точники его покрытия; общий объем расходов,* принимает реше­ние о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

_____________________

* См.: ст. 199 БК РФ.

 

В случае отклонения проекта  федерального закона о бюджете в  первом чтении Государственная Дума может:

• передать законопроект в  согласительную комиссию, состоя­щую из представителей Государственной Думы, Совета Фе­дерации и Правительства РФ, по уточнению основных харак­теристик федерального бюджета;

• вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; по­ставить вопрос о доверии Правительству РФ.* В случае пере­дачи проекта федерального бюджета в согласительную ко­миссию, она разрабатывает согласованный вариант основ­ных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федераль­ном бюджете на рассмотрение Государственной Думы по­вторно в первом чтении.

_____________________

* Статья 202 БК РФ.

 

 

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государствен­ной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ. Решение счита­ется принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии предста­вителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого воз­ражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.*

По итогам рассмотрения в  первом чтении проекта закона о фе­деральном бюджете принимается постановление Государствен­ной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.**

_____________________

* Пункт 2 ст. 203 БК РФ.

** Пункт 4 ст. 203 БК РФ.

 

Если Государственная  Дума не принимает решение по итогам работы согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете  считается повторно отклоненным. Повторное  отклонение проекта федерального бюджета  возможно лишь в случае, если Го­сударственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.* Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвра­щают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложен­ных в заключениях комитетов по бюджету и экономической поли­тике, вносится доработанный законопроект на повторное рассмот­рение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства  РФ в связи с отклонением проекта  закона о федеральном бюджете, вновь  сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год не позднее 30 дней после  его сформирования.**

______________________

* Абзац 3 п. 4 ст. 203 БК РФ.

** Статья 204 БК РФ.

 

 

При рассмотрении Государственной  Думой проекта закона о федеральном  бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федераль­ного фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рас­сматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполни­тельной  и представительной власти субъектов  Федерации сведе­ния о распределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами Российской Федерации, утвержденном при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержден­ных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чте­нии, он передается в согласительную комиссию.*

_____________________

* Статья 205 БК РФ.

 

При рассмотрении проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной год в  третьем чтении утверждаются рас­ходы федерального бюджета по подразделам  функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядите­лям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рас­сматривается распределение средств Федерального фонда финан­совой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансиро­вание федеральных целевых программ и т.д. Субъекты права зако­нодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету.*

______________________

* Статья 206 БК РФ.

 

 

Государственная Дума рассматривает  проект закона о бюджете в третьем  чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению  средств Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов Федерации предварительно долж­ны быть рассмотрены Комитетом по бюджету Совета Федерации.

Поправки субъектов права  законодательной инициативы, предусматривающие  предоставление средств федерального бюд­жета организациям любых форм собственности, не рассматрива­ются.

Затем Госдума рассматривает  проект закона о федеральном бюджете  в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта  в третьем чтении. На этом этапе  рас­смотрения проекта бюджета  внесение в него поправок не допуска­ется и законопроект голосуется в целом. Принятый Госдумой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его при­нятия.

Следует обратить внимание на то, что после голосования в  чет­вертом чтении в Госдуме проект закона о бюджете становится законом.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете  в Совете Федераций*.

*Статья 208 БКРФ

 

Совет Федерации рассматривает  федеральный закон о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом.

Информация о работе Понятие бюджетного процесса и его принципы