Статьи расходов бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 19:58, контрольная работа

Описание

1.Бюджетная система и бюджетное устройство.
2.Состав доходной части бюджета
3.Состав расходной части бюджета
4.Межбюджетные отношения

Работа состоит из  1 файл

Финансовое право.docx

— 54.86 Кб (Скачать документ)

1.Бюджетная система и бюджетное устройство.

      Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и  ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.71и 132) и Бюджетным  кодексом РФ1 (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- Федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- Бюджетов  субъектов Российской Федерации  (региональных бюджетов) и бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- Местных  бюджетов.

  Схему бюджетной системы Российской Федерации  иллюстрирует рис.12.

  Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

  Принципы  функционирования бюджетной системы  Российской Федерации следующие:

  • Единство бюджетной системы;
  • Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
  • Самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней;
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Сбалансированность бюджета;
  • Эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • Общее покрытие расходов бюджета;
  • Гласность;
  • Достоверность бюджета;
  • Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.3

1. Единство бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного  процесса, санкций за нарушения  бюджетного законодательства, а  также единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

  2. Разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации – это  закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

  3. Важнейшим является принцип самостоятельности  всех бюджетов:

  1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  5. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.4

  4. Полнота отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

  5. Сбалансированность бюджета –  каждый бюджет должен быть  сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

  6. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

  7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

  8. Гласность – это обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

  9. Достоверность бюджета означает  надежность показателей прогноза  социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

  10. Адресность и целевой характер  бюджетных средств – бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

  В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. Муниципальные образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Консолидированный бюджет РФ в свою очередь составляет свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

      Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

      Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих  основных принципах:

    1. законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
    2. обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
    3. обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
    4. наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
    5. самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности
    6. бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.5

2.Состав доходной части бюджета

   Доходы  бюджетов классифицируют по разным признакам:

  • по социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов, вне зависимости от формы собственности, и доходы от граждан.
  • по условиям зачисления доходов в соответствующие бюджета доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
  • по юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

     Формирование  доходов бюджетов осуществляется в  соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

     Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.

     Виды  государственных доходов. Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

     К неналоговым доходам относятся доходы:

  • от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступление от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.
  • иные неналоговые доходы.6

   Классификация государственных доходов. Государственные  доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи.

Централизованные  государственные  доходы. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).

Децентрализованные  государственные  доходы. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Информация о работе Статьи расходов бюджета РФ