Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:54, реферат
Цель работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Президент России: полномочия, место в системе органов власти……..5
1.1 Основные полномочия Президента РФ……………………………………..5
1.2 Место Президента РФ в системе органов государственной власти………7
Глава 2. Акты главы государства как источники права…………………………11
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе..11
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ…………………….13
2.3. Акты главы государства ………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………
9
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Президент России: полномочия, место в системе органов власти……..5
1.1 Основные полномочия Президента РФ……………………………………..5
1.2 Место Президента РФ в системе органов государственной власти………7
Глава 2. Акты главы государства как источники права…………………………11
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе..11
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ…………………….13
2.3. Акты главы государства ………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Введение
Наша работа посвящена изучению роли президента России в законодательном процессе страны.
Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.
В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей работы.
Цель работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;
Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.
При подготовке настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как В. Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина, В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве.
Кроме того мы пользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативных документов Российской Федерации.
Глава 1. Президент России: полномочия, место в системе органов власти
1.1. Основные полномочия Президента РФ
Для того, чтобы понять роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нам представляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица.
Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп[1]:
- полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность;
- полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания;
- полномочия Президента РФ в области внутренней политики;
- полномочия президента РФ в области обороны и внешней политики;
- другие полномочия Президента РФ.
Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным актам Российской Федерации, к ним относятся[2]:
- назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);
- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- право принятия решения об отставке правительства РФ;
- представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности;
- право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров;
- представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Высших судов Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;
- внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- право назначать судей других федеральных судов;
- формирование Совета Безопасности;
- утверждение военной доктрины Российской Федерации;
- формирование Администрации Президента РФ;
- назначение и освобождение полномочных представителей РФ;
- назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ;
- назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
- назначение выборы в Государственную Думу;
- право роспуска Госдумы РФ;
- право назначения референдума;
- право внесения законопроект в Государственную Думу;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
Кроме того действующим законодательством оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны, а также другие полномочия Президента РФ[3].
Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами:
- в правовых формах, посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур;
- разработкой федеральных программ;
- проведении различного рода организационных мероприятий;
- встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.[4].
Как мы видим, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур[5].
В целом, Конституция предоставила главе государства все необходимые полномочия для управления государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте Президента РФ, в системе органов государственной власти России, которое мы рассмотрим в дальнейшем изложении.
1.2. Место Президента РФ в системе органов государственной власти
Изучим место Президента РФ в системе органов государственной власти России.
Сразу оговоримся, что в Конституции РФ нет прямого определения характера государственной власти в России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России сложилась система президентской республики.
Отметим здесь, что президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мы поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой[6].
В то же время, наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем не ограничена, напротив – действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые защищают Российский государственный строй от впадения в различного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного российского права теория и практика разделения властей.
Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей[7] власти.
Напомним, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента[8].
Статус президента РФ как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государства сформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно[9].
Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставки Правительства и многие др.
Таким образом, подведем основные предварительные итоги нашего изложения:
- полномочия Президента Российской Федерации весьма многочисленны и закреплены, в основном в статьях 83 – 90 Конституции России, а также в ряде законодательных актов, относящихся к деятельности других государственных органов;
- основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе;
- дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;
- в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.
Таким образом, мы рассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфере органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту компетенцию мы рассмотрим в дальнейшем изложении.
Глава 2. Акты главы государства как источники права
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе
Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию в нем.
Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.
Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.
Важно отметить, что в отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает[10]. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко[11]. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.
Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.
К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето[12].
Информация о работе Акты главы государства как источник права