Акты главы государства как источник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:54, реферат

Описание

Цель работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Президент России: полномочия, место в системе органов власти……..5
1.1 Основные полномочия Президента РФ……………………………………..5
1.2 Место Президента РФ в системе органов государственной власти………7

Глава 2. Акты главы государства как источники права…………………………11
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе..11
2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ…………………….13
2.3. Акты главы государства ………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

акты главы государства как источники права.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)


9

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

 

Глава 1. Президент России: полномочия, место в системе органов власти……..5

1.1             Основные полномочия Президента РФ……………………………………..5

1.2             Место Президента РФ в системе органов государственной власти………7

 

Глава 2. Акты главы государства как источники права…………………………11

2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе..11

2.2 Юридическая природа правовых актов Президента РФ…………………….13

2.3. Акты главы государства ………………………………………………………16

 

Заключение…………………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………………..23

 


Введение

 

Наша работа посвящена изучению роли президента России в законодательном процессе страны.

Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Этим определяется актуальность нашей работы.

Цель работы – раскрытие роли Президента России в законодательном процессе.

В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:

- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;

- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать юридическую природу правовых актов Президента;

Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы.

При подготовке настоящей работы мы пользовались специальной литературой таких авторов как В. Адамов, М. Баглай, Г. Виев, Е. Козлова, В. Круглова, В. Любарской, А. Мишарина, В. Таркова и других. Анализ этих трудов позволяет нам сделать вывод о том, что роль президента России в законодательном процессе достаточно хорошо освящена в отечественном праве.

Кроме того мы пользовались текстами некоторых, важных для контекста нашей работы, нормативных документов Российской Федерации.

 


Глава 1. Президент России: полномочия, место в системе органов власти

 

1.1.           Основные полномочия Президента РФ

 

Для того, чтобы понять роль и место полномочий президента России в законодательном процессе, нам представляется необходимым вначале дать краткий обзор всем, конституционно закрепленным, полномочиям этого должностного лица.

Итак, основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп[1]:

- полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность;

- полномочия Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального собрания;

- полномочия Президента РФ в области внутренней политики;

- полномочия президента РФ в области обороны и внешней политики;

- другие полномочия Президента РФ.

Обозначим основные полномочия Президента согласно действующим нормативным актам Российской Федерации, к ним относятся[2]:

- назначение Председателя правительства РФ (с согласия нижней палаты парламента);

- право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

- право принятия решения об отставке правительства РФ;

- представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; постановка вопроса об освобождении его с должности;

- право назначения на должность и освобождение от неё заместителей Председателя Правительства России, а также федеральных министров;

- представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Высших судов Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;

- внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- право назначать судей других федеральных судов;

- формирование Совета Безопасности;

- утверждение военной доктрины Российской Федерации;

- формирование Администрации Президента РФ;

- назначение и освобождение полномочных представителей РФ;

- назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ;

- назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- назначение выборы в Государственную Думу;

- право роспуска Госдумы РФ;

- право назначения референдума;

- право внесения законопроект в Государственную Думу;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

Кроме того действующим законодательством оговариваются отдельные вопросы, связанные с осуществлением полномочий Президента РФ в сфере внутренней и внешней политики, в сфере обороны, а также другие полномочия Президента РФ[3].

Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами:

- в правовых формах, посредством издания указов и распоряжений, определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур;

- разработкой федеральных программ;

- проведении различного рода организационных мероприятий;

- встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий иных общественных объединений и др.[4].

Как мы видим, полномочия Президента РФ чрезвычайно широки и охватывают все стороны государственной деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур[5].

В целом, Конституция предоставила главе государства все необходимые полномочия для управления государственными делами. В связи с этим фактом, можно говорить об особом месте Президента РФ, в системе органов государственной власти России, которое мы рассмотрим в дальнейшем изложении.

 

 

 

1.2.           Место Президента РФ в системе органов государственной власти

Изучим место Президента РФ в системе органов государственной власти России.

Сразу оговоримся, что в Конституции РФ нет прямого определения характера государственной власти в России, однако большинство специалистов склоняется к мысли о том, что в России сложилась система президентской республики.

Отметим здесь, что президентская республика подразумевает четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Исходя из того факта, что в руках Президента РФ, в том числе, сосредоточены и некоторые законодательные функции (о чем мы поговорим ниже), Россию иногда называют «суперпрезидентской» республикой[6].

В то же время, наверное, нельзя говорить о том, что власть Президента в РФ, никем и ничем не ограничена, напротив – действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, которые защищают Российский государственный строй от впадения в различного рода деспотические режимы. В этом контексте важна, уже традиционная для современного российского права теория и практика разделения властей.

Итак, формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей[7] власти.

Напомним, что в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента[8].

Статус президента РФ как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. В обобщенной форме функции главы государства сформулированы в ст. 80 Конституции РФ, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно[9].

Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы, отставки Правительства и многие др.

Таким образом, подведем основные предварительные итоги нашего изложения:

- полномочия Президента Российской Федерации весьма многочисленны и закреплены, в основном в статьях 83 – 90 Конституции России, а также в ряде законодательных актов, относящихся к деятельности других государственных органов;

- основные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе;

- дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей;

- в России закреплен принцип осуществления государственной власти в России действует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

Таким образом, мы рассмотрели основные полномочия Президента России в его роль и место в сфере органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию в сфере правотворчества. Эту компетенцию мы рассмотрим в дальнейшем изложении.

 


Глава 2. Акты главы государства как источники права

 

2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе

 

Изучим основные полномочия Президента РФ в законодательном процессе и определим его компетенцию в нем.

Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Как уже было отмечено выше, Президент имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето. Разберем подробнее эти права.

Право законодательной инициативы представляет собой один из весомых рычагов влияния Президента Российской Федерации на политическую реальность – под этим правом подразумевается внесение в Государственную Думу законопроектов.

Важно отметить, что в отличие от верховных судов Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает[10]. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. С момента принятия Конституции Российской Федерации это право практикуется главой государства довольно широко[11]. Для президента характерны законодательные инициативы, прежде всего по вопросам, касающимся государственного строительства, поскольку именно он отвечает за стабильное существование системы публичной власти, а также за ее совершенствование.

Право вето. Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы, предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс, в этом плане это право можно рассматривать в контексте логического продолжения права вето[12].

Информация о работе Акты главы государства как источник права