Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:39, реферат
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Памятник насчитывает 282 статьи. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Общая характеристика Законов Хаммурапи
Обязательственное право
Семейно-брачное право
Наследственное право
Судебный процесс
Общая характеристика Законов Ману
Обязательственное право
Семейно-брачное право
Наследственное право
Судебный процесс
Список литературы
Творческая работа
по
Истории государства и права зарубежных стран
На тему
«Анализ
и сопоставление Законов Хаммурапи и Законов
Ману»
Автор: студентка
ЮВ-101
Преподаватель:
Содержание:
Правление царя
Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано
созданием сборников законов. Памятник
насчитывает 282 статьи. При составлении
сборника в его основу были положены
старое обычное право, шумерийские
судебники, новое законодательство. Своим
законодательством Хаммурапи пытался
закрепить общественный строй государства,
господствующей силой в котором должны
были стать мелкие и средние рабовладельцы.
Это первый известный сборник законов,
освящавший рабовладельческий строй,
частную собственность. Законы содержат
пережитки родового строя, что проявляется
в суровости наказания, сохранении принципа
талиона, применении ордалия.
Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
Кроме названных
законодательство Хаммурапи знает договоры
хранения (поклажи), товарищества, мены,
поручения.
Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. В семье главным был муж, жена же за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, у мужа могла быть побочная жена. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа. Отец мог продавать своих детей, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Законы Хаммурапи признавали усыновление детей.
Было наследование по закону и по завещанию.
Процесс был
одинаков как по уголовным, так и
по гражданским делам. Дело начиналось
с заявления потерпевшей
В Древней Индии повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (2685 статей) Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.
Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни (ст.115 гл. X). Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику (ст.147 гл.VIII).
Законам Ману известны
были и обязательства из причинения
вреда. В качестве основания для возникновения
такого обязательства указывались порча
имущества (потрава посевов скотом на
огороженном участке, потеря пастухом
животного), вред, причиненный движением
повозки по городу. При этом виновный должен
был возместить причиненный ущерб и уплатить
штраф царю.
Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.
Все имущество семьи было общим, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию не было.
Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Существовало 18 поводов судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником
доказательств служили свидетельские
показания. Законы весьма детально регламентируют
их использование. Ценность показаний
соответствовала принадлежности свидетеля
к определенной варне. Лжесвидетельство,
несообщение суду известных сведений
считались тяжким грехом. В качестве свидетеля
не могли выступать заинтересованные
лица, дети, рабы. Женщины могли давать
показание только относительно женщин.
При отсутствии свидетелей в качестве
доказательств применялись ордалии различных
видов — испытание огнем, весами, водой
и некоторые другие.
Информация о работе Анализ и сопоставление Законов Хаммурапи и Законов Ману