Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:00, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы максимально широко и объективно изучить высший орган власти Великобритании - его парламент.
Задачи рассмотреть общие особенности организации системы высшей государственной власти в Великобритании, охарактеризовать британский парламент с применением исторической ретроспективы, указанием на его роли в политической сфере, его особенности, разобрать его внутреннюю структуру являются необходимыми для осуществления цели. О
Введение 3
1. Возникновение и развитие парламента в Англии 4
1.1.Возникновение парламента 4
1.2. Система парламентских выборов в средневековой Англии 12
1.3. Представительство графств и городов 13
2. Развитие парламента XVIII – XIX вв. 16
2.1. Развитие избирательного права 16
2.2. Избирательная реформа 1832г. 20
3. Современный британский парламент 23
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия запроса к правительству. С начало 18в. они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т.е. известно ли происшествие или явление правительству). С 1783г. оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869г. право парламентского запроса стало важным конституционным обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.
Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено. В конце 18-начале 19в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались 558 депутатов, в том числе 45 - от Шотландии (с 1801г. добавилось еще 100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и социально значимое в Британии к 19в. население обладало ничтожным представительством. Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер, вообще не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. "местечек", которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в Средневековье. [16]
Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782г. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена.
2.2. Избирательная реформа 1832 года.
Избирательная реформа 1832г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 т.н. "местечек" были полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено или изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящих доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли -копигольдерам (арендатором), но с более высоким имущественным цензом - в 50 фунтов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.
Более радикальной стала избирательная реформа 1862г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-1840гг., в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживание в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право представлялось имевшим ученые звания.
В итоге избирательной реформы 1884г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использование офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов. Уравнение в правах населения городов и графств довершилось усовершенствованиями избирательной системы в 1885г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был ограничен принцип "двойного голосования" (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов. Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатом, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.[17]
Реформа парламента существенно подняло авторитет его, народ в парламенте видел власть, которая, что-то может решить. Хотя до идеально парламента было очень далеко, но реформа 18в. существенно повысила значимость парламента в государстве.
3. Современный британский парламент.
Британский парламент — один из старейших парламентов мира (часто его называют “праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламентов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.
Британский парламент — удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его организации и деятельности.
Своеобразие Британского парламента проявляется и в той роли, которую в организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие парламентских сессий. Специальное должностное лицо Палаты лордов - герольдмейстер, приглашает членов Палаты общин в Палату лордов, чтобы заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания, облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы — черный жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само место, где палаты проводят свои заседания - Вестминстерский дворец, возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени служил главной резиденцией королей. Во Вторую мировую войну помещение, где заседала Палата общин, было разрушено. Позднее его восстановили в прежних размерах. Количество мест на депутатских скамьях увеличивать не стали - их также не хватает для всех членов палаты.[18]
Особенностью Британского Парламента является то, что он функционирует в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в обычных законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нормах и конституционных соглашениях.
Положение Парламента определяется двумя фундаментальными принципами - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления. Парламентские выборы в Великобритании имеют глубокие исторические корни и традиции; нормы избирательного права складывались в ходе длительной эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющими двухпартийную систему. В конце концов, именно в процессе парламентских выборов решается вопрос о том, какая из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной.
Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.
Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Также необходимо проживать в избирательном округе на момент определенной даты, установленной для составления регистрационного списка. Не могут принимать участия в выборах: иностранцы); лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту выборов; душевнобольные; пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии); лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания их под стражей); лица, осужденные за совершение правонарушений, входящих в категорию «бесчестных и незаконных приемов на выборах».
Пассивным избирательным правом наделен любой британский гражданин, достигший 21 года. В английском праве отсутствует перечень основных условий, которым должен отвечать член Палаты общин. Имеется перечень условий, лишающих права быть членом Палаты общин, а, следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего права.
Общие выборы в стране проводятся после досрочного роспуска парламента или истечения максимального срока его полномочий. Однако, практически, срок полномочий ни одного из парламентов послевоенных созывов не достигал пяти лет. Средняя продолжительность полномочий парламента одного созыва равнялась трем-четырем годам. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королевской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра. Вполне естественно, что он выбирает для этого момент, наиболее благоприятный для руководимой им партии с точки зрения ее шансов на выборах.
Сейчас практически все кандидаты выдвигаются политическими партиями. Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. Этот метод основан на избрании одного кандидата от округа. Избранным считается кандидат, собравший большее число голосов избирателей по сравнению с каждым из других кандидатов по округу. При этом, избиратель имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в избирательный бюллетень.
В законодательном порядке установлена процедура оспаривания выборов. В течение 21 дня с момента голосования избиратель, зарегистрированный в округе, либо кандидат, потерпевший там поражение, могут сделать заявление о том, что выборы были проведены не должным образом. На практике предусмотренная законом процедура оспаривания парламентских выборов не применяется. Последний такой случай был в 1923 году.[19]
Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса. Она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность Парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством.
При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти. Две главные партии образуют официально признанные стороны в Палате общин - «правительственное большинство» и «официальную оппозицию Ее величества». Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное большинство) и в силу этого формирует правительство.
В Великобритании существует система парламентарного (ответственного) правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия должно уйти в отставку. Так как правительство несет коллективную ответственность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом.
Ни одно заседание Палаты общин не может происходить при отсутствии спикера. От его усмотрения зависит, приступит ли палата к заседанию. Спикер может по своему усмотрению устроить перерыв в заседании Палаты общин на любой назначенный им срок, если, по его мнению, в палате нарушается порядок. Спикер вправе прервать выступление депутата, если считает, что оно не относится к делу или в нем содержатся повторения. В случае нарушения порядка он вправе распорядиться о том, чтобы депутат покинул палату на весь день. За более серьезные нарушения депутат может быть лишен права принимать участие в заседаниях на более продолжительный срок. Спикер не принимает участия в дебатах. Он голосует только в том случае, если голоса депутатов разделились поровну.
В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанавливающие обязанности депутата по отношению к избирателям и его ответственность перед ними. Здесь провозглашается доктрина независимости депутата от избирателей. Считается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депутатам наказа. На депутате не лежит юридическая обязанность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.
Информация о работе Английский парламентаризм: прошлое и настоящее