Авторитарный политический режим: анахронизм или реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса[1].

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3

1.Сущность и особенности авторитарного политического режима…….4
1.1. Понятие и сущность авторитаризма………………………………4
1.2. Признаки авторитарного политического режима………………10
1.3. Популизм как идеологическая стратегия авторитаризма……...12
1.4. Общее и особенное авторитарных и тоталитарных политических режимов…………………………………………………………………...17
2.Основные типы авторитарных политических режимов…………......19

Заключение…………………………………………………………………...31

Библиографический список…………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Авторитарный политический режим.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Огромное количество практических примеров военного правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане, Южной Корее и других странах, с одной стороны, уже позволило создать достаточно разработанную теорию взаимоотношений между военными и гражданскими лицами. Важнейшие составляющие этой теории — классификация военных переворотов (реформистские, консолидирующие, консервативные, вето-перевороты) и вызвавших их причин, анализ особенностей ментальности и этических ценностей военных (национализм, коллективизм, негативное отношение к политике, внутренняя дисциплина, пуританский образ жизни и пр.), отношение военных к модернизации и их потенциал в ее осуществлении[12].

3. Режимы личной власти. За этой категорией также скрывается достаточно широкое разнообразие образцов осуществления политической власти. Их общей характеристикой является то, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Нередко режимы личной власти вырождаются в то, что М. Вебер определял как султанистские режимы, с характерными для них коррумпированностью, отношениями патронажа и непотизма. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.

Кроме того, существует целый ряд смешанных режимов, способных эволюционировать в режим личной власти, первоначально располагая иными источниками авторитета и осуществления власти. Переворот в Чили, осуществленный группой военных, впоследствии привел к установлению режима личной власти генерала А. Пиночета как в силу имевшихся у него личных качеств, так и продолжительности его пребывания в должности. Очевидный и напрашивающийся пример — режим Сталина, прошедший самые различные стадии эволюции, опиравшимся первоначально на популистские лозунги, затем на отлаженную партийную машину и, наконец, все в большей и большей степени — на харизму "вождя".

4. Бюрократически-олигархические режимы. Эти режимы часто рассматривают вместе с вопросом о военных режимах. Это вполне правомерно, ведь военные, как мы сказали выше, придя к власти, используют унаследованный ими государственный аппарат и политические институты. Тем не менее, в структурах лидерства могут существовать различия относительно того, кто именно — военные или государственные чиновники — обладают инициативой и последним словом в принятии жизненноважных политических решений. Эти различия и позволяют выделить бюрократически-олигархические режимы в отдельную группу.

В бюрократически-олигархических режимах формальные полномочия чаще всего принадлежат парламентским органам, однако на практике и партии, и фракции парламента оказываются слишком слабы, чтобы конкурировать с мощным корпоративным блоком сил. Этот блок могут составлять представители официальных структур правления (Президент, глава Правительства, спикер Парламента и пр.); мощные группы интересов, представляющие, например, крупный финансовый капитал; руководители силовых ведомств и другие силы, которые заключают временный альянс и устанавливают корпоративные правила политической игры для обеспечения относительной стабильности в обществе и достижения ими взаимовыгодных целей. Как правило, такого рода режимы весьма нестабильны и устанавливаются в промежуточном для общества состоянии, когда прежний источник авторитета (всеобщие выборы) ослабевает, утрачивает силу скрепляющего общество обруча, а нового, способного прийти ему на смену способа общественной интеграции не возникает. Власть придержащие опасаются всеобщих выборов, идеологическая мотивация не имеет каких-либо перспектив в мобилизации общественной поддержки, поэтому режим удерживается у власти, используя подкуп потенциально могущественных соперников и постепенно открывая для них доступ к власти.

Важнейшая характеристика бюрократически-олигархических режимов — корпоратизм, т.е. формирование и относительно успешное функционирование особого типа структур, связывающих общество с государством в обход политических партий и законодательных органов власти. Официально представляя перед государством частные интересы, такие структуры формально подчинены государству и отсекают все легитимные каналы доступа к государству для остальных членов общества и общественных организаций. Отличительными чертами корпоратизма становятся: а) особая роль государства в установлении и поддержании особого социально-экономического порядка, в основном, существенно отличающегося от принципов рыночной экономики; б) различной степени ограничения, накладываемые на функционирование либерально-демократических институтов и их роль в принятии политических решений; в) экономика в основном функционирует в опоре на частную собственность на средства производства и наемный труд; г) организации производителей получают особый промежуточный статус между государством и общественными акторами, выполняя не только функции представительства интересов, но и регулирования от имени государства. В той или иной степени эти характеристики корпоратизма проявляются во всех бюрократически-олигархических режимах.

Один из наиболее характерных и весьма детально исследованных образцов данного вида режимов — бюрократический авторитаризм, описанный на примере Аргентины и ряда других стран Латиноамериканского континента аргентинским политологом Г. О'Доннеллом. Во многом описание О'Доннелла напоминает рассуждения другого известного исследователя Б. Мура, который выделял три принципиальные разновидности исторического движения к индустриальной цивилизации — западный путь (Англия, США), путь социализма (СССР, Китай) и путь фашизма или запоздалого и потому государственного капитализма (Германия, Италия, Япония). Подобно Муру, О'Доннелл рассматривает потребность в ускоренном развитии капитализма как основную в укреплении политической роли государства. Государство в условиях бюрократического авторитаризма отстаивает интересы блока, состоящего из трех основных движущих сил, Это, прежде всего, национальная буржуазия, контролирующая крупнейшие и наиболее динамичные национальные компании. Затем, международный капитал (именно присутствие этого фактора существенно, по мнению О'Доннелла, отличает модель его бюрократического авторитаризма от разработанной Муром модели фашизма), который тесно связан с национальным капиталом и во многом составляет движущее начало экономического развития дайной страны. Такое взаимодействие национального и интернационального капитала привело, в частности, к формированию дополнительного количества дочерних компаний мультинациональных корпораций.

Отстаивая интересы этого блока сил, государство оказывается наделенным рядом близких фашистскому характеристик — высокой степенью авторитарности и бюрократизма, а также активным вмешательством в ход экономических процессов. Эта роль государства укрепляется тем явственнее, чем очевиднее становится необходимость защищать интересы национального капитала от возросших притязаний капитала международного. Государство все больше и больше выступает как патрон национальной буржуазии[13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её подконтрольность гражданам - важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы - демократия.

Резюме

Авторитаризм - государственный строй, при котором неограниченная власть находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами правления.

Для авторитаризма характерно:

Автократизм.

Неограниченность власти.

Опора на силу.

Монополизация власти и политики.

Отказ от тотального контроля.

Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм нуждается в легитимации власти.

Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят: сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Т. е. авторитаризм - эффективное средство проведения радикальных общественных реформ.

К слабым относят: полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

 


Библиографический список

 

1.            Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 2005.

2.            Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке. – СПб., 2006.

3.            Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 2006, №2.

4.            Василик М.А. Политология. Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса». 2006.

5.            Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 2004.

6.            Громыко Ю.Б. Легитимность и власть // Российское аналитическое обозрение. 2007, №2.

7.            КоваленкоА.И. Теория государства и права. Москва 2005.

8.      Лазарев В.В. Теория государства и права. -М.: 2006.

9.            Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория» Государство и право, 2003, №3

10.       Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.

11. Матузов Н.И.; А.В. Малько. Теория государства и права. М., 2003.

12.       Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

13.       Политологический словарь. М., 2005.

14.       Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2004.

15.       Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов –М.: «Аспект пресс», 2006

16.       Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: «ПРОСПЕКТ», 2007.

17.       Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно-методическое пособие. - М., 2004.

18. Сырых В. М. Теория государства и права, М., 1998.

19.       Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М.: «Интерстиль», 2007.

20.       Цыганков. А.П.  Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие –М.: «Интерпракс», 2005

 

 

 



[1] Политологический словарь. М., 2005

[2] А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие –М.: «Интерпракс», 2005 – стр.167

[3] Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 2005., с. 156.

 

[4] Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 2005., с. 134.

 

[5] Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 2005, с. 189.

 

[6] Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 2005, с. 167.

 

[7] Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 2005, с. 167.

 

[8] Алексеев С.С. Общая теория права. В 4т. Т. 1. М., 2005, с. 167.

 

[9] Цыганков. А.П.  Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие –М.: «Интерпракс», 2005,с.156.

 

[10] Цыганков. А.П.  Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие –М.: «Интерпракс», 2005,с.145.

 

[11] Цыганков. А.П.  Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие –М.: «Интерпракс», 2005,с.123.

 

[12] Пшеворский А. Переходы к демократии.М.2006. С. 12.

[13] А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебное пособие –М.: «Интерпракс», 2005 – стр.182


Информация о работе Авторитарный политический режим: анахронизм или реальность