Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:45, реферат
Федерализм (фр. federalisme) - 1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; 2) с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.
Введение……………………………………………………………………3
Роль и значение федерализма……………………………………………..4
Принципы российского федерализма ……………………………............6
Территориальная организация государства………………………………8
Субъекты РФ………………………………………………………………10
Цели укрепления федерализма…………………………………………..11
Задачи укрепления федерализма…………………………………………12
Методы укрепления федерализма……………………………...………..12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14
Территориальная организация государства
Термин «территориальная организация государства» употребляется в двух смысловых значениях соответственно двум смысловым значениям термина «государство». В одном случае речь идет о территориальной организации государства как географического явления, о совокупности составных частей территории государства. В другом о территориальной организации государства, как совокупности органов публичной власти, государства, как политического явления, о территориальной организации государственного аппарата.
В первом случае
объект организации — территория,
составные элементы территориальной организации —
определенные части территории. Во втором
— объектом организации является
Каждое государство имеет свою территорию,
границы которой четко определены законодательно
и признаются другими государствами и на
которую распространяется власть государства. Размеры
территорий различных государств
Это обусловлено,
прежде всего, стремлением повысить
эффективность управления общественными
процессами. В связи с этим возникают
определенные взаимоотношения между государс
Необходимость определённым образом территориально
После определённого
порога численности граждан и размеров
территории возникает необходимость разделить
территорию на округа, штаты, земли, области,
края, кантоны, районы, губернии, уезды
и т. д. Приходится создавать в этих территориальных
Возникает потребность
распределить полномочия между центральными
и территориальными органами власти и управления.
Естественно,
население того или иного государства может
быть многонациональным. Каждая народность,
нация может иметь свои традиции, духовные
потребности. Следовательно, приходится
учитывать при устройстве государства
и этот аспект.
Термином “государство” мы
обозначаем особый тип социальных явлений,
которые характеризуются следующими чертами:
а) отношением власти и подчинения;
б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;
в) наличием юридического порядка;
г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением.
Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях.
Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.
Субъекты РФ
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава[1].
С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89).
В России существует несколько
видов субъектов Федерации, что
составляет ее особенность – 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округов,
9 краёв, 46 областей, 2 города федерального
значения.
Конституция
РФ допускает возможность принятия в Российскую
Федерацию и образования в ее составе
нового субъекта. Это делается в порядке,
установленном федеральным конституционным
законом.
Пути изменения
состава Российской Федерации
• Добровольное вхождение в РФ иностранного
государства.
• Образование на территории РФ нового
субъекта, которое может быть осуществлено:
— путем объединения двух или более субъектов
в один;
— путем разделения одного субъекта с
образованием новых;
— путем выделения нового из состава одного
субъекта или нескольких субъектов, граничащих
между собой;
— путем вхождения одного субъекта в состав
другого, в результате чего один из них
утрачивает статус субъекта РФ.
Основы конституционного
статуса субъектов РФ:
1) Национально-территориальный принцип
образования:
- республика - государство в составе РФ,
обладающее всей полнотой государственной
власти вне пределов компетенции РФ.
Признаки статуса:
Конституция республики, республиканское
законодательство; система органов государственной
власти республики, которая устанавливается
ею самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя РФ; территория,
причем границы между субъектами могут
быть изменены только с их взаимного согласия;
республиканское гражданство; государственный
язык; собственные символы государства;
- автономная область, автономный округ.
2) Территориальные принцип образования:
край, область, города федерального значения
(Москва, Санкт-Петербург) - государственные
образования в составе РФ, обладающие
всей полнотой государственной власти
вне пределов компетенции РФ. Признаки:
устав субъекта РФ; законодательство субъекта
РФ; система органов государственной власти
субъекта РФ, которая самостоятельно им
самим устанавливается в соответствии
с основами конституционного строя РФ;
территория, границы которой могут быть
изменены только с взаимного согласия
органов власти сопредельных субъектов
РФ.
В соответствии
с указом Президента РФ «О полномочном
представителе Президента РФ в федеральном
округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных
округов, охватывающих группы субъектов
Федерации: Северо-Западный, Центральный,
Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский,
Дальневосточный.
В каждый
из этих федеральных округов Президент
РФ назначает своих полномочных представителей.
Цели укрепления федерализма:
Задачи укрепления федерализма:
Рассмотрев поставленные цели и задачи для укрепления федерализма, можно приступить к самим методам его укрепления.
Методы укрепления федерализма:
Заключение
Подведем итог. Исходя из перечисленных выше целей и задач можно сказать, что укрепление нашей федерации, т.е. укрепления федерализма для государства очень важно. Для такой большой страны избежать разногласий и поддерживать связь с субъектами является необходимым, иначе существование страны как федерации ставится под угрозу.
Мы должны приложить больше усилий для укрепления и подержания нашей страны. Но так же мы должны дать возможность реализоваться малому и среднему бизнесу страны. Чем больше будет страна развиваться, тем больше шансов, что она станет сильной федерацией, и укрепить все существующие регионы не составит труда. От укрепления федерализма зависит наше будущее, и будущее Российской Федерации.
Литература:
Информация о работе Цели, задачи и методы укрепления федерализма в России