Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание

Сепарационная (отделительная) модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но обозначает четыре функции светского государства в религиозной сфере: контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; правовое регулирование создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений, регистрация религиозных объединений, контроль за соблюдением ими законодательства; защита прав верующих и их объединений.
Кооперационная модель предполагает сотрудничество государства и ряда религиозных организаций в форме объединения деятельности (кооператива) в каких-либо сферах. Предполагается, что, обладая наиболее полной информацией о соответствующей сфере общественных отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными конфессиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….………........3
Глава I. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ ..6
1.1. Россия как светское государство ………...………….……………..........6
1.2. Правовое регламентирование статуса религиозных организаций.......12
Глава II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ …………………………………………………….16
2.1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви…….16
2.2. Проблемные вопросы взаимоотношений Церкви и государства в России в 1990-2000 годы ..........................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ КП.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)


2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….………........3

Глава I. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ ..6

1.1.             Россия как светское государство ………...………….……………..........6

1.2.             Правовое регламентирование статуса религиозных организаций.......12

Глава II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ …………………………………………………….16

2.1.              Основы социальной концепции Русской Православной Церкви…….16

2.2.              Проблемные вопросы взаимоотношений Церкви и государства в России в 1990-2000 годы ..........................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….27


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей Истории человечества существовало и существует множество разнообразных форм взаимоотношений светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. Как правило, выделяют три основные формы взаимоотношений церкви и государства:

1. Папоцезаризм.

Принцип взаимодействия церкви и государства, когда центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.

2. Цезаропапизм.

Принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии. В светских государствах, опирающихся на принцип отделения государства и церкви, сформировались две модели цезаропапизма: сепарационная и кооперационная.

Сепарационная (отделительная) модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но обозначает четыре функции светского государства в религиозной сфере: контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; правовое регулирование создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений, регистрация религиозных объединений, контроль за соблюдением ими законодательства; защита прав верующих и их объединений.

Кооперационная модель предполагает сотрудничество государства и ряда религиозных организаций в форме объединения деятельности (кооператива) в каких-либо сферах. Предполагается, что, обладая наиболее полной информацией о соответствующей сфере общественных отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными конфессиями.

3. «Симфония властей».

Идеальная форма церковно - государственных отношений, поскольку в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Суть «Симфонии» - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. Принцип «Симфонии» есть принцип взаимной свободы, однако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе не означает какой-то всецелой их отдельности.[1]

Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. Становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

В последние годы появилось значительное количество работ в различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения[2].

В данной работе, рассматривая взаимоотношения церкви и государства, мы вынуждены ограничиться рамками одной конкретной конфессии, поскольку «религии вообще» не существует, а объем данной работы не позволяет останавливаться на всех основных религиях мира поочередно.

По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян, осознают себя православными. Крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), то анализ взаимоотношений будет проведён на её примере.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между государством и Церковью.

Предмет исследования образуют правовые нормы, регулирующие порядок образования и регистрации, права и обязанности религиозных объединений, а также взаимоотношения между государством и религиозными объединениями.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить порядок взаимоотношений между церковью и государством на основе существующих нормативно-правовых актов, а также понять точку зрения церкви на отношения с государством.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать взаимоотношения между государством и церковью, сложившиеся на сегодняшний день;

- проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие эти взаимоотношения;

- разобрать видение этих взаимоотношений со стороны церкви.

Методологическую основу работы составили метод диалектики, а также системный, формально-юридический методы и логические приёмы познания государственно-правовой действительности.

Практическая значимость работы состоит в углубленном рассмотрении и изучении вопроса о взаимоотношениях между государством и церковью с точек зрения на эту проблему обеих сторон.


Глава I. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ

1.1. Россия как светское государство

Статья 14 часть 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Россия является многоконфессиональным государством, где рядом живут люди различных вероисповеданий - православные, мусульмане, буддисты, католики, лютеране, иудеи, язычники. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии народов России составляют неотъемлемую часть ее исторического наследия.

Свобода вероисповедания предполагает свободу деятельности религиозных объединений на основе равенства.

Как светское государство Россия не оказывает предпочтения какой-либо религии, не запрещает религиозную деятельность (отправление культов, обрядов), если при этом не нарушается закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений. Эта позиция государства обусловлена лояльностью религиозных объединений по отношению к государству.

Государство устанавливает правовой статус религиозных объединений посредством принятия законов, а надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.

Государство в целях пресечения противоправной экстремистской деятельности может запрещать отдельные религиозные объединения. Такие решения принимаются в судебном порядке.

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г.) религиозные объединения в России создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации и без приобретения статуса юридического лица. Религиозная организация это объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, в целях совместного исповедания и распространения веры, зарегистрированное в качестве юридического лица.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" создает равные условия формирования религиозных объединений, в том числе равные условия признания религиозной организации юридическим лицом, порядок ее государственной регистрации, определения правосубъектности. В то же время регистрация религиозных организаций не должна служить средством ограничения свободы вероисповедания, а возможные ограничения должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

Государство вправе поставить ограничение для легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные преступные деяния; воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к конституционным правам и свободам человека и сопровождается неправомерным воздействием на людей, находящихся в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия.

Регистрация религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции РФ или территориальными органами юстиции субъектов Федерации.[3]

Государство также регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании.

В соответствии со ст.28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание – свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли.

За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов предусмотрена уголовная ответственность (ст.148 УК РФ). Гарантии свободы совести и религии включают:

- равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничения прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве;

- отделение религиозных, атеистических объединений от государства;

- светский характер системы государственного образования;

- равенство религий, религиозных объединений перед законом.

В России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации[4].

Являясь светским государством, Российская Федерация находится в тесном контакте с церковью. Первые лица государства присутствуют на торжественных богослужениях, в своих выступлениях говорят о тесной связи с Православием, активно поддерживают начинания РПЦ по интеграции различных проектов в жизнь общества. Ярким тому примером является выступление Президента России Д.А.Медведева на встрече с представителями РПЦ, состоявшейся 5 ноября 2011 года в рамках X церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Глава государства обратился к Святейшему Патриарху и всем собравшимся с приветственным словом.

«Начало второго тысячелетия Православия в нашей стране, русского Православия стало для огромного количества наших людей временем обретения веры, и это продолжается и сейчас»,- отметил Президент. «Если говорить о том, что случилось за эти двадцать лет с точки зрения моих ощущений, как православного человека, это просто чудо. И откровенно сказать, я говорил неоднократно об этом Святейшему, я не мог себе представить 15-20 лет назад, что восстановление, обретение веры для огромного количества наших сограждан пойдет такими темпами. Но, с другой стороны, как руководитель государства, Президент страны, я хотел также отметить, что все это следствие труда, служения Святейшего Патриарха, ваших трудов, энтузиазма благотворителей, которые этим занимаются и, наверное, об этом тоже нужно упомянуть — позиций государства.

Информация о работе Церковь и государство