Демократический государственно-правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы явилось раскрытие понятия демократии, демократического политического режима, охарактеризовать современные проблемы и перспективы демократического развития России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Демократический государственно-правовой режим 5
1.1. Понятие демократии 5
1.2. Правовое государство 12
1.3. Гражданское общество 19
Глава 2. Развитие демократии в России 24
2.1. Российская политическая культура 24
2.2. Специфика политического развития России 26
2.3. Ближайшие перспективы российской демократии 28
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курс.работапо ТГП.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)


Министерство  образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства  и права

тема: «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Выполнила студентка

                                                                                                группы 70920С

Цыденова М.Ц.

Проверил:

Ширабон Б.Б.

 

 

 

 

 

 

 

Агинское

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                         3

Глава 1. Демократический  государственно-правовой режим                                   5

1.1.  Понятие демократии                                                                                              5

1.2.  Правовое государство                                                                                          12

1.3.  Гражданское общество                                                                                        19

Глава 2. Развитие демократии в России                                                                    24

2.1.  Российская политическая культура                                                                   24

2.2. Специфика политического развития России                                                    26

2.3.  Ближайшие  перспективы российской демократии                                          28

Заключение                                                                                                                   30

Список литературы                                                                                                      32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблему рационального  устройства государственной власти пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества. Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека.

В свете исторического  опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы и государственного режима формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются неустойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой. В наше время выявлена закономерность  том, что демократические политические системы оказываются более жизнеспособными и результативными, нежели антидемократические. Все это идеально отражается в высказывании У.Черчилля, суть которого заключается в том, что демократия – это плохая форма управления, но ничего лучшего на свете еще не придумали.

Уже сегодня можно  говорить о том, что в самых  развитых государствах мира процветает демократия. Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности по целому ряду причин.

   Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ века показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Во-вторых, правительства  стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в  управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила.

В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками  какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы.

В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна переживает начало длительного и сложного периода  формирования демократических форм правления. Ситуация осложняется очень  широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.

Целью данной работы явилось  раскрытие понятия демократии, демократического политического режима, охарактеризовать современные проблемы и перспективы демократического развития России.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. Демократический государственно-правовой режим

1.1  Понятие  демократии

Людям давно открылись  пороки деспотической власти, построенной по принципу военно-бюрократической иерархии. Лучшие умы искали способы так организовать власть в государстве, чтобы она зависела от народа и служила ему.

Впервые демократия утвердилась  в древних Афинах в V веке до н. э. Перикловы Афины, названные так по имени их прославленного лидера, послужили примером для других городов Древней Греции. Именно античная цивилизация создала систему государственности и законности, и именно в ней зародилось понимание того, что свобода человека - одно из необходимых условий преобразования и развития общества по пути исторического прогресса.

Образ жизни, демократические  традиции в древнегреческих городах- государствах позволяли проявлять инициативу такому числу людей, которое было просто немыслимо в современных им восточных деспотиях. Чувствуя себя свободными, зная свои права и возможности, греки верили в свои силы, знали, что смогут улучшить жизнь своим трудом.

Граждане чувствовали себя свободными, потому что могли непосредственно  влиять на внутреннюю и внешнюю политику своего города государства. Ведь все важные вопросы жизни города и его взаимоотношений с соседями решало собрание граждан. Оно принимало законы и избирало высших должностных лиц.

Поскольку граждане участвовали в  работе таких собраний лично, а не через своих представителей, демократия была непосредственной, прямой. В наше время прямая демократия тоже имеет место, например, в форме волеизъявления граждан на референдуме.

В европейских странах по мере отмирания  феодальных отношений и становления свободного рынка средневековое феодальное право заменялось классическим римским правом. Сегодня его нормы в той или иной мере включены в национальные правовые системы всех развитых стран мира.

В России в 12-14 веках утвердились  Новгородская и Псковская республики. В их народных собраниях (вечах) могло участвовать все взрослое население городов и свободные крестьяне окрестных деревень. Вече избирало и смещало высших должностных лиц республики, утверждало, новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, определяло размер подати и даже рассматривало наиболее важные уголовные дела. Впрочем, главным органом в этих республиках был Совет господ, который предварительно рассматривал все дела, выносимые на вече.

Проблема демократии, ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Демократия имеет длительную и  древнюю историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».       В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. Он происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» — народ и «kratos» — власть, правление. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие». Похожее толкование этого определения дал американский президент Линкольн в своей геттисбургской речи в 1863 году: «правление народа, избранное народом и для народа».

Производным от этимологического понимания  демократии является ее более широкая  вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

В третьем значении демократия рассматривается  как основанный на определенной системе  ценностей идеал общественного  устройства и соответствующее ему  мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается  как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Нельзя сказать, что современная  политическая теория внесла ясность  и однозначность в определение  демократии. В настоящее время  термин «демократия» используется в  нескольких значениях. Во-первых, в  своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия. Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической. В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия. В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.    Можно привести еще множество других значений понятия «демократия». Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в неправомерности какого бы то ни было однозначного его толкования.

Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Первобытная демократия:демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще догосударственное прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление. Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и в Риме.

Средневековая демократия: огромное влияние на утверждение демократически ориентированного мировоззрения оказало христианство. Оно дало человечеству нравственные заповеди, основанные на признании равенства людей в своем важнейшем, духовном измерении — в отношении к Богу, на уважении человеческого достоинства (поскольку каждый человек сотворен Богом по своему образу и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политического контроля («отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и приоритете религиозно-нравственных ценностей.      Под влиянием христианства в средние века утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны. Большое влияние на подготовку благоприятной духовно-нравственной почвы для демократии оказали средневековые религиозные движения — «соборное движение» в католической церкви, выступающее против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства.

Под влиянием развивающегося в Европе капитализма и связанного с ним  индивидуалистического мировоззрения  эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции получили широкое  признание и распространение. Многие из них легли в основу новых демократических моделей государственного правления, оказавших прямое влияние на демократию конца XX в.

Информация о работе Демократический государственно-правовой режим