Двойственность объектов и единство предмета теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 21:24, лекция

Описание

Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антинаучные движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Работа состоит из  1 файл

ТГиП.docx

— 32.67 Кб (Скачать документ)

В современную  эпоху большие требования предъявляются  к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в  сознании субъекта.

Поиск новых  исследовательских средств, новых  методов обеспечивает прирост теоретических  знаний, углубление представлений о  свойственных предмету закономерностях. Метод возник на основе чувственной, конкретной предметной деятельности человека. Практические приемы труда со временем теоретизировались в голове человека, кристаллизуясь в крупицы теории познания, методологию. Современная юридическая наука ориентируется на новые теоретические начала. Она отходит от прежней догматики и предпринимает попытки осмыслить право в нескольких направлениях, подходах, контекстах и т.д. Изменения связаны с системой знаний о праве, а также с процессами получения этих знаний о праве как о реальном явлении, которое существует, вырабатывается обществом и направлено на регулирование общественных отношений. Методология представляет собой более высокий уровень обобщения теоретических абстракций, а также систему приемов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методология включает структуру научного знания и научной  теории; понятия и категории; характеристики схем объяснения; условия и критерии языка науки; методы исследования и  построения теории.

Теорию права  и государства нельзя рассматривать  как собрание готовых истин, канонов  или догм; это живая, развивающаяся  теория. Применяя методы познания, теория права итосударства приближается к  осуществлению своей конечной цели — служить государственно-правовой практике, способствовать активному  и творческому использованию  государственных и правовых институтов.

При поиске новых  и обогащении существующих средств  теория государства и права сможет решить важнейшую внутреннюю задачу — свести в единую систему все  знание о своем предмете. Системный  характер теории права и государства  проявляется также и в тех  ее функциях, которые осуществляются в ходе познания государственно-правовой реальности. Знание методологии теории права .и государства проявляется еще и в том, что ее закономерности используют специальные отраслевые юридические науки, изучающие нормы и условия правового регулирования в определенной области государственной деятельности.

Обогащение методологического  багажа теории идет и за счет специальных  и частных методик отраслевых дисциплин. Подобное происходит и во взаимоотношениях теории с другими  общественными науками. Здесь уже теория государства и права использует мировоззренческие закономерности философии, чтобы, отталкиваясь от них, дать ответы, например, на вопросы о происхождении, сущности и общественном назначении права в целом, или разрабатывает общие понятия: «закон», «законодательство», «правовые нормы», «правовое регулирование» и др. В свою очередь теория делится результатами собственных исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими фундаментальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологических позиций осмысливать предмет изучения.

Говоря о значении методологии в познании государства  и права, необходимо отметить ее рост в периоды социально-политической напряженности, вызванной крупными общественными реформами, экономическим  кризисом, национально-этническими  конфликтами, неэффективностью государственного управления, обвальным ростом преступности.

Предмет теории государства и права находится  в тесной взаимосвязи с методом  их изучения. Если теория раскрывает природу, сущность и закономерности государственно-правовых явлений и процессов, то метод  ориентирует и нацеливает на определенные познавательные подходы и действия для их анализа и понимания. В  основе метода лежит теория, без  теории метод останется беспредметным, наука — бессодержательной. Вместе с тем теория, лишь вооруженная  адекватным методом познания, может  выполнить стоящую перед ней  задачу — создать подлинно научную  картину предмета познания. Предмет  может переходить в метод, средства решения научной задачи перевоплощаться  в ее результаты, и наоборот, система  объективного знания превращаться в  методологию отраслевой научной  дисциплины, а достигнутые передовые  методологические рубежи становиться  исходным пунктом и базой строительства  новой теоретико-познавательной конструкции.

Теория и метод  возникают одновременно, они связаны  генетически, к ним предъявляются  сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен быть истинным. Изменение содержания теории требует  совершенствования методов. Однако, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, теория и метод не тождественны друг другу, не могут и не должны заменять друг друга.

Теория государства  и права располагает определенным набором методов познания для  изучения интересующих ее явлений. Методы познания — это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых  принято именовать методологией науки.

Принципы познания — это те исходные начала, от которых  как бы отталкивается наука при  исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию  современной отече- ственнои теории государства и права, следует отнести принцип историзма, принцип объективности, принцип всесторонности, принцип конкретности и принцип плюрализма.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений  в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную  оценку современного государства и  права.

Принцип объективности  означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой  она существует реально. Теория дает определения общих понятий о  государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с  различных позиций, в их взаимосвязи  с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности требует от теории государства и  права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только' тогда, когда ей^удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию,

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука  концентрирует внимание только на одних  сторонах или свойствах явления  и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит  в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Место теории государства  и права в системе  гуманитарных и юридических  наук

Теория государства  и права — ведущая наука  для остальных юридических наук, способствующая их единению.

Теория государства  и права — вводная наука  в систему наук о государстве  и праве, а также обобщающая наука, так как изучает государство  и право в целом.

С точки зрения статистики теория государства и  права как форма существования  научной мысли — это прежде всего систематизированные знания о государстве и праве в целом (вне отраслевой специфики) и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными сообществами (школами).

С точки зрения динамики теория государства и права  — это постоянный процесс критики  методологических положений и выводов  одной научной школы с методологических позиций другой, что приводит к  большей рационализации знаний о  государстве и праве и их новой  концептуализации.

Теория государства  и права изучается наряду с  прочими социальными науками, для  которых указанные объекты исследования не являются основными. Такой интерес  со стороны этих наук объясняется  тем, что государство и право  — сложные феномены социальной деятельности. Сложность данных явлений заключается  в их многогранности, что и предполагает возможность различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область  исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук. К таким наукам, как уже отмечалось, следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию, политологию, культурологию и историю, психологию, этику. В их предметы входят вопросы государства и права. Но в отличие от теории государства и права и других юридических наук они не замыкаются только на вопросах государства и права. Их предметы значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук. Например, общая социология исследует в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру и т.д. Но поскольку государство и право являются составными частями общества, они не могут остаться вне поля зрения общей социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Однако рассматривают их не специально, а лишь в контексте других социальных вопросов.

Сопоставим теорию государства и права с конкретными  гуманитарными науками, которые  соприкасаются с вопросами государства  и права (см. рис. 4.1).

Философия —  наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение  государственно-правовой надстройки в  развитии общества в целом. Выводы философии  заимствуются всеми науками.

Между теорией  государства и права и экономической  теорией, социологией и иными  гуманитарными науками также  существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия — «общество», «благо», «интерес», «собственность», «действие», «поведение», «отношение» и т.д., так и сугубо специальные — «гражданское общество», «право собственности», «правомерное поведение», «противозаконный интерес», «производственные отношения» и др. 

Теория государства  и права — наука гуманитарная, поэтому она определенным образом  взаимодействует с другими гуманитарными  науками. Охарактеризовать подобные взаимоотношения  практически невозможно как ввиду  значительного количества гуманитарных наук, так и из-за различной степени  связи теории государства и права  с этими науками. Достаточно сопоставить  теорию государства и права с  теми гуманитарными дисциплинами, которые  соприкасаются с вопросами государства  и права, ибо с этими науками  теория государства и права связана  наиболее тесным образом. Экономические науки также затрагивают государство и право, но не конкретно. В зависимости от точки зрения исследователя на роль экономики в развитии социальных процессов они по-разному определяют сущность государства.

Социология в  своей исследовательской деятельности обращает внимание лишь на социальные аспекты теории государства и  права.

Политология изучает  политические системы и политическое сознание общества. Теория государства  и права нуждается в политологии  для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных  политических структур. Политология  заимствует у теории государства  и права сведения о механизме  и функциях государства.

Психология и  этика изучают механизм регулирования  поведения личности. Для теории государства  и права важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих  и реализующих правовые нормы.

Все перечисленные  науки, как уже было сказано, по отношению  к теории государства и права  выступают как дисциплины более  общие, - поскольку они изучают более общие вопросы и их предметы значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к другим наукам является наукой частной, так как ее предмет, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственно-правовые явления, и прежде всего государство и право, изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении данных связей теория государства и права вынуждена обращаться к исследованиям других гуманитарных наук, и прежде всего к исследованиям тех из них, которые по отношению к теории государства и права являются более общими. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право, данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория _ государства и права опирается при исследовании своего предмета.

Информация о работе Двойственность объектов и единство предмета теории государства и права