Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:12, курсовая работа
Цель данной работы это изучение и анализ проблем, связанных с правом и моралью. Для этого ставятся задачи по исследованию понятия права и понятия морали. Изучение российского законодательства, связанного с правом и моралью. Анализ, исследование практики и рассмотрение вопросов в этой области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не претендует на рассмотрение всех точек зрения на взаимосвязь права и морали или на выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые, как представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.
Введение 3 с.
1. Понятие права. 8 с.
1.1. Термин право. 8 с.
1.2. Позитивное право. 10 с.
1.3. Формы позитивного права. 11 с.
2. Понятие морали. 14 с.
2.1. Термин мораль. 14 с.
2.2. Функции морали 17 с.
3. Право и мораль. 20 с.
3.1. Единство права и морали. 20 с.
3.2. Взаимосвязь права и морали. 22 с.
3.3. Противоречия между правом и моралью. 26 с.
3.4. Отличительные особенности. 28 с.
Заключение. 31 с.
Литература. 33 с.
Естественное и позитивное право
Оглавление
Введение 3 с.
1. Понятие права. 8 с.
1.1. Термин право. 8 с.
1.2. Позитивное право. 10 с.
1.3. Формы позитивного права. 11 с.
2. Понятие морали. 14 с.
2.1. Термин мораль. 14 с.
2.2. Функции морали 17 с.
3. Право и мораль. 20 с.
3.1. Единство права и морали. 20 с.
3.2. Взаимосвязь права и морали. 22 с.
3.3. Противоречия между правом и моралью. 26 с.
3.4. Отличительные особенности. 28 с.
Заключение. 31 с.
Литература. 33 с.
Введение.
Особое место
в формировании духовного мира личности.
Её сознания и культуры, активной жизненной
позиции, принадлежит праву и
морали, которые являются важнейшими
социальными регуляторами, включенными
в систему общественных отношений,
целенаправленно
PИстория
По вопросу о праве и морали в литературе содержится изложение различных учений, школ, концепций и т.п. Хотелось бы несколько из них отметить. Взаимосвязь морали с правом являются одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.
С одной стороны,
это связано с тем огромным
значением, которое сыграли все
эти понятия в жизни
В то же время, взаимосвязь права, морали является, одним из тех вопросов, на которые абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, как потому что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.
Следствием этого является ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы взаимосвязи морали и права освещаются в трудах многих крупнейших историков, философов и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью.
На протяжении многих
веков этот вопрос волновал лучшие
умы человечества. И сейчас он не
потерял своей актуальности, потому
что эти понятия являются важнейшими
факторами общественной эволюции, непременными
спутниками современного общества. От
их взаимодействия зависит не только развитие,
но и само выживание человечества. Право
как социальный институт существовало
не всегда. Если «естественное общество»
возникает вместе с появлением древнего
человека (homo habelis - “человек умелый”)
около 2 млн. лет назад, а «гражданское общество»
- с появлением человека современного
типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно
40 тыс. лет назад, то впервые право возникло
в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.
Следовательно, длительное время общество
обходилось без права, и строило свои взаимоотношения
при помощи обычаев и норм морали. Так,
на смену примитивным формам регуляции
жизни человека, какими были первобытное
стадо, род, племя, союз племен, приходили
более совершенные и сложные. Им стало
право. Поэтому с точки зрения механизма,
т.е. набора правил, средств и институтов,
с помощью которых регулировалась
общество без права (доправовое общество).
общество с правом (правовое организованное общество).
Необходимо также
отметить, что каждое исторически
Регулирование общественных
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.
В то же время, соотношение права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития.
Если, например, ведущую роль в системе социальных норм и приоритетов в эпоху средних веков играла религия, то в капиталистическом обществе право начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и социальных институтов.
Как представляется, на современном этапе, праву также принадлежит приоритет, который, однако, не означает отсутствия влияния моральных установлений на установления - правовые. Именно в современных условиях получили реальное развитие идеи правового государства, то есть государства, в котором право играет определяющую роль в системе социальных институтов (как уже указывалось, государство и само является социальным институтом).
С другой стороны, все большее выражение приобретает социально-моральная ориентация права, а также и переход таких, еще недавно, мало учитываемых понятий, как всеобщие права человека, принцип гуманизма права и т.д. в практическую плоскость, проявление их роли в мировой правовой практике.
При этом, одновременно, выполнение правовых норм фактически стало в развитых странах одной из норм моральной системы (понятие "высокоморальный человек" в развитых странах практически обязательно включает в себя понятие "законопослушный гражданин"), что создало во многих случаях связь "морально то, что установлено в законе", а воздействие принятых в обществе морально-нравственных норм на установления права в условиях ярко выраженной (в демократических странах) связи "избиратель-законодатель" стало оперативным и достаточно прямым, позволяя добиваться высокой степени соответствия моральных и правовых норм.
PАктуальность, разработанность темы.
Каждая страна, а
особенно такая огромная страна как
Россия, имеет свои неповторимые особенности,
развивается как по общим, так
и по своим специфическим «
Политический и
экономический кризисы до сих
пор не преодолены. Глубокие противоречия
естественно затронули мораль и
право. В стране происходят глубокие
общественные изменения, сравнимые
с революционными преобразованиями.
Разумеется, революция не может прокладывать
себе дорогу в соответствии с прежним
правом и опираться на прежние
законы. Прежние правовые теории и
прежнее законодательство себя изжили,
новые только складываются. Естественно,
и новые теоретические
Нет сомнения, что
идеи, возникшие в большинстве
своем в глубинах XVII—XVIII вв. и
сформулированные замечательной плеядой
энциклопедистов и
В какой-то мере, хотя и с других позиций, об этом говорит и американский профессор Г. Берман в своей интересной статье “Кризис западной традиции права”. Он пишет: “Наши представления о праве... подверглись ныне радикальным изменениям... Западное представление о праве, западное понятие права, западное отношение к праву находятся во власти радикальных и небезопасных преобразований”. Он констатирует: теперь полагают, что право “призвано отражать то, что общество считает полезным...”[1].
PЦель.
Цель данной работы
это изучение и анализ проблем, связанных
с правом и моралью. Для этого
ставятся задачи по исследованию понятия
права и понятия морали. Изучение
российского законодательства, связанного
с правом и моралью. Анализ, исследование
практики и рассмотрение вопросов в
этой области. Таким образом, данная
работа ни в коей мере не претендует
на рассмотрение всех точек зрения
на взаимосвязь права и морали
или на выявление какого-либо единственно
верного подхода к этому
PАнализ правовой основы.
Методология науки - это совокупность исходных научных подходов к исследуемому предмету. Если предмет науки определяет, что исследуется, то метод показывает, как исследуется, с помощью каких научных средств и приемов. Право - одно из общественных явлений. По своей природе оно входит в систему общественных отношений, взаимодействует с другими общественными отношениями. Первый и, наверное, главный вопрос методологии права и морали: каково это взаимодействие, что в нем первично и что вторично или, иными словами, какие общественные отношения служат определяющими, а какие - определяемыми. Например, в период крещения Руси сначала был оформлен обязательный запрет на осуществление религиозных языческих обрядов, и лишь затем, постепенно, сформировано общее представление, основанное на моральной норме "язычество – это плохо".
Вопросы права и морали регулируются многими нормативными актами: Конституцией РФ, Основами гражданского законодательства, Гражданским Кодексом, различными инструкциями и постановлениями.
В истории советского периода у института права и морали были подъемы и падения. Несмотря на многие различия, взаимное влияние норм права и морали огромно. Рассмотрим это на одном только примере.
В последние годы
Великой Отечественной войны, когда
победа стала очевидной, настало
время оценить и подсчитать жертвы,
которые народ отдал за эту
победу. И, прежде всего, огромные человеческие
потери. Потребовался прирост населения
за пределами семей. Эти объективные
условия востребовали правовую идею
- освободить мужчин от ответственности
за рождение и воспитание ребенка, рожденного
вне брака, от расходов на содержание
такого ребенка. 8 июля 1944 г. был принят
соответствующий Закон. В качестве
пропагандистской завесы были использованы
нормы о материальном и моральном
поощрении материнства, об установлении
орденов и медалей для
Подчеркиваю, речь
шла не об отказе в удовлетворении
иска, а вообще о невозможности
самого обращения в суд. Был ли
этот Закон безнравственен? С точки
зрения современных представлений,
безусловно. Но с точки зрения морали
середины 40-х гг. этот законодательный
акт мог считаться (во всяком случае,
для многочисленной, а может быть,
и преобладающей части