Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:30, реферат
Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Введение 3
1. Федеративное устройство России 4
1.1. Основные этапы развития российского федерализма 4-6
2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности 6-9
3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов 9-11
4. Правовой статус субъектов РФ 11-25
5. Особенности правового статуса автономий 26-30
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Совершенно очевидно,
что законодательная основа национально-культурной
автономии создает очень
Необходимо учитывать, что ни одно федеративное государство не ослабляет федеральный контроль и, если необходимо, в рамках существующего законодательства прямо использует федеральное принуждение для сохранения целостности федеративного государства, гарантий прав и свобод граждан. Такие четкие механизмы для разрешения возможных конфликтов между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации крайне необходимы и в конституционном праве РФ.
Новое руководство России проводит политику на укрепление вертикали исполнительной власти, поскольку за предыдущий период эта вертикаль значительно ослабла и дезинтеграционные процессы приняли угрожающий характер, поставив Российскую Федерацию на грань распада. Эти процессы вызвали серьезные конфликты не только в политической, но и в правовой области, когда большое число важнейших правовых актов субъектов Российской Федерации вступило в прямое противоречие с действующим общефедеральным законодательством. Поэтому одним из важнейших направлений дальнейшего совершенствования российского федерализма является устранение этого серьезного недостатка.
За последний период была проведена значительная реформа Совета Федерации, принят новый закон о порядке его формирования, в соответствии с которым главы субъектов Федерации и руководители их законодательных органов больше не будут входить по должности в число членов Совета Федерации, что позволит более четко проводить в жизнь конституционный принцип разделения властей. Остро стоит вопрос и о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Это тоже одно из направлений дальнейшего совершенствования российского федерализма.
Видимо, требует дальнейшей детализации и институт полномочных представителей Президента в семи федеральных округах, призванных выполнять координирующую роль между федеральным центром и субъектами Федерации. Основная проблема здесь заключается в четком распределении полномочий и во взаимоотношениях полномочных представителей Президента и руководителей субъектов Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа.
По мнению ряда отечественных исследователей и политических деятелей, требует совершенствования и сама структура Российской Федерации, принципы ее организационно-правового построения, количественный состав субъектов, их правовой статус и принципы взаимоотношений с федеральным центром. Разумеется, решение многих вопросов развития российского федерализма невозможно без коренного решения общегосударственных проблем экономического, социально-политического и национального характера. От решения этих проблем зависит и направление основных тенденций дальнейшего совершенствования всей системы российского федерализма. Кроме того, решение этих внутренних проблем будет прямо зависеть и от международного положения России, ее интеграции в число развитых в экономическом отношении государств.
Заключение
Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.
Принципы устройства
федеративного государства
Современная форма
государственного устройства России,
сохраняя определенную преемственность
с федеративной природой РСФСР (сочетая
национально-государственный и
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный
закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О
гарантиях прав коренных
3. Федеральный
закон от 17.07.1996г. № 74-ФЗ «О
национально-культурной
Литература:
1. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).
2. Баглай М.
В. Конституционное право
3. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9.
4. Вишняков В.
Г. Конституционное
5. Государство и право, 1998, №12.
6. Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 300.
7. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 352.
8. Козак Д.
Н. Проблемы разграничения
9. Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева М. А. Конституционное право. М., 2007. С. 368.
10. Комментарий
к Конституции Российской
11. Конституционное право России. М., 2007. С. 768.
12. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.
13. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.
14. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 864.
15. Местное самоуправление в России. Сборник статей. М., 2003. С. 400.
16. Чурсина Е.
В. Разграничение полномочий
Информация о работе Федеративное устройство государства в России и его особенности