Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:57, реферат
1. Основные этапы развития российского федерализма
2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности
3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов
4. Правовой статус субъектов РФ
5. Особенности правового статуса автономий
ВВЕДЕНИЕ
За последние пятнадцать
лет в России произошли перемены,
коренным образом изменившие общественное
и государственное устройство страны.
Россия провозгласила себя федеративным,
правовым государством с республиканской
формой правления. Опыт демократических
преобразований показал, что только
сильное, эффективное и демократическое
государство в состоянии
Понятие «государственное устройство» является самым давним и самым традиционным при характеристике внутренней структуры государства. Наряду с ним используются и другие понятия.
Под государственным
устройством понимают политико-
Различают две основные формы
государственного устройства: унитарная
и федеративная. Унитарное государство
- это простое, единое государство
внутри которого нет государственных
образований, а имеются административно-
Федерация - сложное государство, которое состоит из входящих в него государств либо государств, национально-территориальных и территориальных образований. Это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Если государство федеративное, понятие его государственного устройства связывают именно с федерацией. Наиболее яркий пример - Россия. Федеративная структура может отражаться в наименовании РФ, ФРГ.
Если говорить о целях создания федеративного объединения, то их несколько. Рассматриваются они в переплетении, и в отдельности.
Во-первых, образование федерации может быть обусловлено надеждами на лучшую организацию управления соответствующей территорией, особенно, когда субъекты одинаковы по экономической, социальной, политической сути.
Во-вторых, это диктуется факторами внешнеполитического характера, когда объединения чувствуют себя увереннее на международной арене.
В-третьих, это может быть формой компромисса
Субъекты сами в состоянии организовать свою жизнь, а федерация берет часть общих дел на себя в интересах субъектов. В последнее время этот принцип характеризуется как разгрузка федерации, децентрализация функций. Но имеется и обратное понимание этого принципа: федерация рассматривается как главный организатор всей жизни. Федерация становится не только участником политических и социально-экономических отношений, но является координирующим и направляющим центром, формирующее общегосударственную внутреннюю политику, основные параметры внешней политики. Федеративное государство - это лидер по отношению к своим субъектам. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий сформировались в разных условиях и с разными целями. Историческая идея была выдвинута в XVIII в., как средство децентрализации управления, а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, он не рассматривается как способ решения национального вопроса. Хотя некоторые государства остаются национальным по названию, их право исключает привилегии по национальному федеральному принципу.
Федеративные государства закрепляют добровольность объединения народов, но, не предусматривают право выхода субъекта. Распад происходит в форме революционных восстаний, т.е. внеправовых формах. Труднейшей проблемой федерации является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах.
ФЕДЕРАЛИЗМА
Территориально-
Первый этап начался с
провозглашения на III Всероссийском
съезде Советов в январе 1918 г. Российской
Федерации, что явилось прямым следствием
осуществления Октябрьской
В 1922 г. был провозглашен
СССР - новое федеративное государство,
которое включало в свой состав формально
равные субъекты - социалистические республики,
обладавшие правом выхода из Союза. В
действительности это была фиктивная
федерация с ярко выраженной тенденцией
к созданию централизованного унитарного
государства. РСФСР вошла в состав
СССР на правах отдельной союзной
республики. При этом статус ее автономий
и административно-
После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная, с точки зрения территориально-государственной структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. В этот период вопрос о национально-территориальной структуре РСФСР отошел на второй план, поскольку на первый план вышли вопросы укрепления Союза ССР как единого жестко централизованного государства.
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации не признавались. Автономные республики являлись государствами, но несуверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом. Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления. В последующий период существование в СССР тоталитарного государства и особенно практика политических репрессий очень серьезно ударили по национально-территориальному устройству РСФСР. Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания.
Уже в современный период в 1991 г. был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в соответствии с которым действия советских властей в отношении репрессированных народов были признаны преступными, а эти народы были юридически реабилитированы.
Важнейший этап развития территориально-
И наконец, особым этапом развития современного российского федерализма стало принятие всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция Российской Федерации вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России.
Референдум был проведен
в соответствии с Указом Президента
РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении
всенародного голосования по проекту
Конституции Российской Федерации".
По условиям проведения референдума
Конституция считалась
ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ, ИХ
ОСОБЕННОСТИ
Конституционные основы национально-государственного
устройства Российской Федерации установлены
нормами гл. 1 Конституции РФ, которая
не может быть изменена в обычном
законодательном порядке, а требует
для своего изменения фактически
принятия новой Конституции. Такое
положение направлено на недопустимость
кардинального изменения всей системы
федеративных отношений в России.
Кроме того, основы конституционного
строя распространяют суверенитет
Российской Федерации на всю ее территорию,
включая все без исключения ее
субъекты, а Конституция Российской
Федерации и федеральные законы
имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации. Только Российская
Федерация вправе обеспечивать целостность
и неприкосновенность своей территории,
следовательно, целостность и
В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
o государственная целостность;
o единство системы государственной власти;
o разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
o равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Основные вопросы,
регулирующие федеративное