Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является: изучение понятия юридические факты, а также изучение существующих видов фактов по современной классификации. Как известно, правоотношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие опpеделенных жизненных обстоятельств (фактов). Обстоятельства, сформулированные в виде гипотезы (модели) в нормах права, как влекущие за собой в случае наступления юридические последствия, а также обстоятельства, зафиксированные в решениях, приговорах судов, закрепленные в виде правовых обычаев, являются юридическими фактами

Содержание

Введение. 3
1.Юридические факты 4-5
1.1. История юридических фактов 6-7
1.2. Функции юридических фактов 7-9
2. Классификация юридических фактов 10-11
2.1. Юридические факты-события и действия 11-14
2.2. Правомерные и неправомерные действия 14-18
3. Иные классификации юридических фактов............. 19-21
3.1. Юридические факты-состояния 19-21
3.2. Презумпции и фикции 21-23
4.Сложные юридические факты и фактический состав. 24-26
5.Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов.............................................27-28
Заключение 29
Библиографический список 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ТГП за первый курс.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

4. Сложные  юридические факты и фактический состав.

В качестве юридических  фактов выступают не только простые  фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы»23. В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты - такие фактические обстоятельства, которые состоят из нескольких юридически  значимых сторон. Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент - «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их», так и объективный элемент - возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов – факты - правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера. 
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что «волевой критерий»24, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то и другое - сложные юридические факты. 
Закрепление сложных юридических фактов в принципе положительное явление в законодательстве. Сложные юридические факты (местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве) использование сложных юридических фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены недостаточной дифференцированностью правового регулирования. Так, статья 1 Водного кодекса Российской Федерации определяет загрязнение водных объектов как «сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод»25. Таким образом под «загрязнением» закон понимает как умышленные действия, так и неумышленные , а также события, возникшие случайно, хотя и в связи с его деятельностью человека, но без его прямого умысла. В данном случае закон отражает социально - правовую ситуацию чересчур «укрупнено». Данный юридический факт мог бы быть заменен несколькими более конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать различные случаи «загрязнения».  
Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами. 
Фактический состав - совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий- возникновения, изменения, прекращения правоотношения. 
Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение в законе установленного возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы. 
От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов- юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их «накопления»26 в фактическом составе. Например, для признания предпринимателя банкротом акт неспособности  удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут  заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно. 
Способ связи элементов определяет функционирование фактического состава как сложной системы. В некоторых случаях процесс развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием материальных и юридических отношений. Юридическая связь побуждает к развитию фактическую основу состава, а накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей. Виды фактических составов отражают особенности факторов, их обусловливающих.

  1. По характеру связи элементов различаются простые, сложные и смешанные составы. Простые (“свободные”)27- это комплексы фактов, между которыми существует свободная связь: факты могут накапливаться в любом  порядке, важно лишь, чтобы в некоторый момент они оказались вместе. Так, согласно ст. 202 ч. 1 ГК РФ приостановление срока давности наступает в силу таких причин: нахождение одной из сторон в армии, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное обстоятельство, в силу установленного Правительством РФ моратория на исполнение обязательств и др.28

Основной причиной существования таких составов, очень похожих на юридические факты, является разнородность фактов. 
Сложные (“связанные”)- это системы фактов, между которыми существует последовательность, жесткая зависимость: факты в составе накапливаются в строго определенном порядке. Здесь элементы состава должны располагаться в строго определенном законом порядке, причем наступившая часть состава открывает более значительные юридические возможности. 
Смешанные- это системы фактов, связь между которыми частично свободна, а частично жесткая. Так, при пенсионном обеспечении до определенного момента факты могут накапливаться в любом порядке (неважно, что приобретено раньше стаж или пенсионный возраст), а затем они должны накапливаться уже в строго определенной последовательности (заявление о выдаче пенсии, затем- акт органа социального обеспечения).

  1. Деление по степени определенности составов различает определенные и бланкетные составы. Определенные- это составы, все элементы которых являются в строгом смысле юридическими фактами, и все они целиком предусмотрены гипотезами норм права. 
    Бланкетные (относительно - определенные)- это составы, которые не полностью предусмотрены в юридических нормах; в нормах указаны лишь фактические предпосылки, а органы юстиции имеют возможность решать конкретные вопросы индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. Например, фактический распад семьи приводит к расторжению брака только в совокупности с определением суда о разводе.
  2. По своему объему фактические составы подразделяются на завершенные и незавершенные. 
    Завершенные - это составы, в которых закончен процесс накопления юридических составов. Они порождают конечные юридические последствия, т.е. происходит возникновение, развитие и прекращение правоотношений. Моментом, свидетельствующим о завершенности фактического состава, является возникновение субъективного права (обязанности). Незавершенные - это составы, в которых процесс накопления юридических фактов не закончен. Они могут порождать лишь промежуточные правовые последствия. Выполнив свою временную миссию, они как бы сходят со сцены, уступая место конечным правовым последствиям, порождаемым фактическим составом в целом.

 

        

 

         5. Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов.

Юридические факты  не могут существовать в неоформленном  виде, т.к. социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законодательством. Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками. Например, в области семейного права удостоверением пенсионных отношений занимаются органы ВТЭК, органы ЗАГС, военкоматы, архивы.  
В науке еще недостаточно разработан вопрос о системе фиксации и удостоверения фактов. Эта система включает в себя, во-первых, органы и организации, уполномоченные фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, внесение записей в личное дело); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельства, копии, выписки). 
В фактофиксирующей деятельности необходимо различать деятельность общего и специального назначения. Общая фактофиксирующая деятельность связана с регистрацией различных фактических обстоятельств независимо от их дальнейшего использования в конкретных правоотношениях (фиксация стажа, возраста, образования, семейного положения). Результаты этого вида деятельности могут использоваться в самых различных правоотношениях. Специальная деятельность по фиксации фактов ведется компетентными органами по конкретному делу и осуществляется в пределах, необходимых для разрешения именно этого дела. Ее результаты, выраженные в специальном акте (приговор, решение, постановление), приобретают общее юридическое значение и могут использоваться для разрешения иных юридических дел. 
В качестве субъектов фактофиксирующей деятельности выделяют судебные органы и органы государственного арбитража, специальные государственные органы (ВТЭК, нотариальные конторы, архивы) и иные органы государства, которые занимаются фиксацией фактов наряду с управленческой деятельностью в пределах своей компетенции (домоуправления, главные врачи больниц). 
Установление и доказывание фактов- одна из традиционных проблем юридической науки и относительно новый вопрос в  теории государства и права. Не требуется доказывать очевидные факты, например,  что пешеход движется медленнее самолета, однако многие факты не очевидны и нуждаются в доказывании. Доказывание - это регулируемый юридическими нормами процесс, имеющий своей целью установить истину по делу, с тем, чтобы закон был применен правильно. 
Юридические факты устанавливаются посредством доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме. 
Юридическими фактами, как известно, могут быть и явления прошлого (совершенные правонарушения), и обстоятельства настоящего (возраст, стаж), поэтому в правоприменительном процессе о юридических фактах судят на основании других социальных обстоятельств, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юридических фактов.  
Завершающим этапом процесса доказывания фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: производится оценка фактов, документов, версий. Причем наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств. 
Ключевым моментом этого вида  преобразований является юридическая оценка фактических обстоятельств и их квалификация. Она имеет организующее значение, управляет процессом собирания доказательств. Содержание квалификации- сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в правовой норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом и официально приобретает такое качество. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения. Поэтому дальнейшее  изучение этой темы, необходимо не столько с теоретической, сколько с практической точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           В заключении курсовой работы сделаем основные выводы по теме. В процессе нормативно-правового воздействия на поведение людей юридические факты играют особую роль они приводят норму права «в движение», с их помощью реализуется заложенная в ней потенция. По мнению большинства ученых, юридический факт - это в подавляющем большинстве случаев акт поведения, который по воле лица либо помимо его воли приводит в действие механизм правового регулирования. Именно с юридического факта начинается жизнь правовой нормы, реализуемой в правоотношении, проверяется ее реальность, действенность. Законодательно понятие юридического факта не сформулировано, хотя в нормативных актах присутствуют их определения как оснований правоотношений, как обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, как фактов, имеющих юридическое значение. Можно дать следующее определение юридического факта: юридический факт - это явление объективной действительности, обладающее способностью к юридической оценке, служащей основой для вывода о возможности использования, соблюдения, исполнения или применения нормы права в целях регулирования порожденного этим явлением общественного отношения. В основу традиционной классификации положены три взаимосвязанных признака. Первый - «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты - подразделяются на события и действия. Действия - поступки человека, акты государственных органов и т.д. Событий явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека. Второй критерий отражает отношение факта к праву. По этому признаку факты - действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное поведение. Неправомерные - противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства. Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известной мере противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны - договоры, сделки, административные акты, связанные с «нормальными» правовыми отношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений. При самом скептическом отношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь достижения абстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификацией юридические факты с противоположным социальным знаком. Третий критерий разграничивает правомерные акты-действия в зависимости от их непосредственной цели. По этому признаку правомерные действия подразделяются на юридические поступки и юридические акты. Таким образом, в курсовой работе мы изучили понятие, признаки и виды юридических фактов, и тем самым достигли цели и задачи поставленные введении к работе. 
                                                                                                        

                      

                                   Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации.- М.,2009
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.,2009
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.,2009
  4. Венгеров А.Б. “Теория государства и права” М., Юриспруденция,1999 
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 1995.
  6. Курцев Н.П., Горюнова Е.Н. Правовая природа юридических фактов//Юрист, 2003, № 10
  7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./ Под редакцией М.Н. Марченко. Том 2. Теория права.- М.: Издательство «Зерцало»,2000
  8. Общая теория государства и права: учебник для вузов под редакцией профессора Марченко М.Н,1998
  9. Проблемы теории государства и права. Учебник/под ред. С.С Алексеева.-М.:юридическая литература;1979
  10. Теория права. Р. З. Лившиц. Инфра-М. М. 1999.
  11. Теория государства и права: учебник для вузов под редакцией Корельского В.М. М.,Норма,2000
  12. Теория государства и права: учебник для вузов под редакцией Лазарева В.В. М., Новый юрист, 1997
  13. Теория государства и права: учебник под редакцией Смоленского М.Б,2007.
  14. Халфина Р.О. “Общее учение о правоотношении” М.,1974.
  15. В.В. Ученова. Событие, факт, интерпретация о некоторых гносеологических парадоксах публицистики.// Вестник Московского Университета. Серия  "Журналистика", 1967.
  16. Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М. Юридическая  литература. 1984.
  17. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.
  18. Шамаров В.М., Ющенко Д.Ю. Вестник Екатерининского института. 2009. №4.
  19. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: МГУ, 2007.
  20. Толстой Ю.К. К теории правоотношения.- Ленинград: Изд-во Ленинградского Ун-та.- 1959.

 

 

 

            

 

1 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: МГУ, 2007.

2 Проблемы теории государства и права. Учебник/под ред. С.С Алексеева.-М.:Юридическая литература;1979.

Информация о работе Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов