Как правило, глава государства
в подобных республиках избирается
парламентом либо специально
образуемой парламентской коллегией.
Назначение парламентом главы
государства является главным
видом парламентского контроля
над исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в
современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии например
президент республики избирается
членами обеих палат на их
совместном заседании, но при
этом в выборах участвуют по
три депутата из каждой области,
избранных областным советом.
В федеративных государствах
участие парламента в избрании
главы государства, также разделяется
с представителями членов федерации.
Так в Германии президент избирается
федеральным собранием, состоящим
из членом бундестага, и такого
же числа лиц, выбираемых ландтагами
земель на началах пропорционального
представительства. Выборы главы
государства в парламентарной
республике могут осуществляться
и на основе всеобщего избирательного
права, что характерно для Австрии,
где президент избирается сроком
на шесть лет.
Глава государства в парламентарной
республике обладает полномочиями:
обнародует законы, издает декреты,
назначает главу правительства,
является верховным главнокомандующим
вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр,
председатель совета министров,
канцлер) назначается, как правило,
президентом. Он формирует возглавляемое
им правительство, которое осуществляет
верховную исполнительную власть
и отвечает за свою деятельность
перед парламентом. Наиболее существенной
чертой парламентарной республики
является то, что любое правительство
лишь тогда правомочно осуществлять
управление государством, когда
оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента
является законодательная деятельность
и контроль за исполнительной
властью. Парламент обладает важными
финансовыми полномочиями, поскольку
он разрабатывает и принимает
государственный бюджет, определяет
перспективы развития социально-экономического
развития страны, решает основные
вопросы внешней, в том числе
оборонной политики. Парламентарная
форма республиканского правления
представляет собой такую структуру
высших органов государственной
власти, которая реально обеспечивает
демократизм общественной жизни,
свободу личности, создает справедливые
условия человеческого общежития,
основанное на началах правовой
законности. К парламентарным республикам
можно отнести ФРГ, Италию (по
конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию,
Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская
республика - одна из разновидностей
современной формы государственного правления,
которая наряду с парламентаризмом соединяет
в руках президента полномочия главы государства
и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской
республики :
- ответственность правительства
перед президентом, а не
- более широкие, чем в
парламентарной республике,
Классической президентской республикой
являются Соединенные Штаты Америки.
В соответствии с конституцией
США, в основе которой лежит
принцип разделения властей, четко
определено, что законодательная
власть принадлежит парламенту,
исполнительная - президенту, судебная
- Верховному суду. Президент США
избирается населением страны
путем косвенного голосования
(выборов) - через коллегию
выборщиков. Количество выборщиков
должно соответствовать числу
представителей каждого штата
в парламенте (конгрессе). Правительство
формируется победившим на выборах
президентом, из лиц принадлежащих
к его партии.
Президентская форма правления
в различных странах имеет
свои особенности. Во Франции
президент избирается всеобщим
голосованием. Избранным считается
кандидат, получивший абсолютное
количество голосов. Такой же
порядок избрания президента
установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских
республик, несмотря на их разнообразие,
является то, что президент либо
совмещает полномочия главы государства
и главы правительства и участвует
в формировании кабинета или
совета министров (Франция, Индия).
Президент наделяется и другими
важными полномочиями: как правило,
он имеет право роспуска парламента,
является верховным главнокомандующим,
объявляет чрезвычайное положение,
утверждает законы путем их
подписывания, нередко представительствует
в правительстве, назначает членов
Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую
республику отличает сильная
исполнительная власть, наравне
с которой по принципу разделения
властей нормально функционируют
законодательная и судебная власти.
Эффективно действующий механизм
издержек и противовесов, существующих
в современных президентских
республиках, способствует возможности
гармоничного функционирования
властей, позволяет избежать произвола
со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки
часто встречаются «суперпрезидентские
республики». Эта форма правления
- практически независимая, слабо
контролируемая законодательной
и судебной властью. Это особый
конгломерат традиционной формы
с полу диктаторским управлением.
В современном цивилизованном
обществе принципиальных различий
между формами не существует.
Их сближают общие задачи и
цели.