Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение одной тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей.
Поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие формы государства.
- изложить монархическую и республиканскую формы правления.
- рассмотреть формы государственного устройства.
- характеризовать государственные режимы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие формы государства 4
1.1. Монархические и республиканские формы правления 5
2. Форма государственного устройства 12
3. Политический режим 15
Заключение 20
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Содержание

     Введение          3

     1. Понятие формы государства      4

     1.1. Монархические и республиканские  формы правления  5

     2. Форма государственного устройства     12

     3. Политический режим        15

     Заключение         20

     Литература          22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Государство и право неразрывно связаны между  собой. Право – это совокупность правил поведения, выгодных государству  и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может  существовать без права, которое  ему служит, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть вне государства, так как только государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство устанавливает меры принуждения к соблюдения норм права. Изучение государства и права начинается с понятия и происхождения государства.

     Цель данной курсовой работы является изучение одной тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей.

     Поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть понятие формы государства.

     - изложить монархическую и республиканскую формы правления.

     - рассмотреть формы государственного устройства.

     - характеризовать государственные режимы.

     Исходя  из цели и поставленных задач, структура работы состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка литературы.

     Теоретической основой работы являются учебные  материалы М.Н. Марченко, А.Б. Венгерова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1. Понятие формы  государства

     Государство – это политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Основными признаками государства являются: территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

     Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также  независимой и самостоятельной  по отношению к другим государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

     В юридической науке форма государства  анализируется как внешняя форма  содержания и явления государства. В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику форм государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями.

     Попытки классификации (или типизации) государств были предприняты еще в древности. Так Аристотель, предложил в качестве классифицирующего признака государств использовать количество правящих и соответствующие интересы общественного блага. На этом основании он выделил шесть форм государств: монархия, аристократия, Полития, тирания, олигархия, демократия. Этот же признак классификации находит свое отражение в трудах Николо Макиавелли, который предложил делить все государства на республики и единовластные1.

     1.1. Монархические и республиканские формы правления

     Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов. Поскольку государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, то можно рассмотреть следующие формы правления.

     По  формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия — это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически. Монархическая форма правления сложилась еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не остается неизменной. Она претерпела весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

     Монархия  характеризуется следующими основными  признаками:

     главой  государства является монарх;

     власть  монарха передается по наследству или  династически;

     деятельность  монарха не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

     В настоящее время монархические  формы правления существуют:

     в Европе — Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;

     в Азии — Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;

     в Африке — Лесото, Марокко, Свазиленд.

     Монархии  подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства — монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Например, история знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия — в период правления династии Стюартов, Франция — при правлении династии Бурбонов. В настоящее время абсолютные монархии в их «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней — самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер.

     Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланда, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

     Дуалистическая  монархия — это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:

     монарх  выполняет функции реального  главы государства;

     наряду  с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент  и правительство);

     некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

     члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность  лично перед монархом.

     Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал.

     Парламентарная  монархия — это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии являются следующие:

     наряду  с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);

     парламент избирается народом;

     правительство формирует партия, завоевавшая большинство  мест в парламенте;

     правительство несет ответственность перед  парламентом;

     действует принцип разделения властей;

     властные  функции монарха ограничены и  в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).

     В настоящее время парламентарными  монархиями являются: Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.

     Республика  — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной  власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства — президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.

     Республика  – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве  принадлежит выборным органам –  парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

     Республика  — форма правления, при которой  главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа  граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.)

     Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

    • существование единоличного и коллегиального главы государства;
    • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
    • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
    • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
    • обязательность решений верховной государственной власти.

     Существование единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.

     Выборность  на определённый срок главы государства  и других верховных органов государственной власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и осуществляют свои полномочия в течение определённого срока, установленного Конституцией.

     Сейчас  многие правоведы поднимают вопрос о том, что, в частности, в России наблюдается перекос этого принципа со стороны судебной ветви власти, выражающегося в том, что судьи практически никому не подконтрольны. В Государственной думе уже не раз поднимался вопрос о пересмотре статуса судей. Возможно, целесообразно ввести в Конституцию России институт выборности судей и ограничить срок исполнения их полномочий.

     Осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа выражается в верховенстве закона, подчинения всех органов государственной власти закону, принципе функционирования государственной власти не ради интересов самой государственной власти, а в интересах народа.

     Юридическая ответственность главы государства  в случаях, предусмотренных законом  выражается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента2.

     Обязательность  решений верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом и подчиняется закону. Так в Конституции России закреплено, что Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.

Информация о работе Форма государственного устройства