Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение одной тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей.
Поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие формы государства.
- изложить монархическую и республиканскую формы правления.
- рассмотреть формы государственного устройства.
- характеризовать государственные режимы.
Введение 3
1. Понятие формы государства 4
1.1. Монархические и республиканские формы правления 5
2. Форма государственного устройства 12
3. Политический режим 15
Заключение 20
Литература 22
Содержание
Введение 3
1.
Понятие формы государства
1.1.
Монархические и
2.
Форма государственного
3. Политический режим 15
Заключение 20
Литература 22
Введение
Государство и право неразрывно связаны между собой. Право – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может существовать без права, которое ему служит, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть вне государства, так как только государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство устанавливает меры принуждения к соблюдения норм права. Изучение государства и права начинается с понятия и происхождения государства.
Цель данной курсовой работы является изучение одной тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей.
Поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие формы государства.
- изложить монархическую и республиканскую формы правления.
- рассмотреть формы государственного устройства.
- характеризовать государственные режимы.
Исходя из цели и поставленных задач, структура работы состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка литературы.
Теоретической
основой работы являются учебные
материалы М.Н. Марченко, А.Б. Венгерова.
1. Понятие формы государства
Государство
– это политическая организация,
при помощи которой осуществляется управление
обществом. Основными признаками государства
являются: территориальная организация
населения, государственный суверенитет,
сбор налогов, законотворчество. Государство
подчиняет себе все население, проживающее
на определенной территории, независимо
от административно-
Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
В
юридической науке форма
Попытки классификации (или типизации) государств были предприняты еще в древности. Так Аристотель, предложил в качестве классифицирующего признака государств использовать количество правящих и соответствующие интересы общественного блага. На этом основании он выделил шесть форм государств: монархия, аристократия, Полития, тирания, олигархия, демократия. Этот же признак классификации находит свое отражение в трудах Николо Макиавелли, который предложил делить все государства на республики и единовластные1.
1.1. Монархические и республиканские формы правления
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов. Поскольку государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, то можно рассмотреть следующие формы правления.
По
формам правления государства
Монархия характеризуется следующими основными признаками:
главой государства является монарх;
власть монарха передается по наследству или династически;
деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности пожизненно.
В настоящее время монархические формы правления существуют:
в Европе — Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;
в Азии — Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;
в Африке — Лесото, Марокко, Свазиленд.
Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства — монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Например, история знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия — в период правления династии Стюартов, Франция — при правлении династии Бурбонов. В настоящее время абсолютные монархии в их «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней — самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют лишь консультативный характер.
Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланда, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.
Дуалистическая монархия — это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:
монарх выполняет функции реального главы государства;
наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
члены
правительства назначаются
Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал.
Парламентарная монархия — это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии являются следующие:
наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);
парламент избирается народом;
правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
правительство несет ответственность перед парламентом;
действует принцип разделения властей;
властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).
В
настоящее время
Республика — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства — президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.
Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.)
Общими признаками республиканской формы правления являются:
Существование единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.
Выборность
на определённый срок главы государства
и других верховных органов
Сейчас многие правоведы поднимают вопрос о том, что, в частности, в России наблюдается перекос этого принципа со стороны судебной ветви власти, выражающегося в том, что судьи практически никому не подконтрольны. В Государственной думе уже не раз поднимался вопрос о пересмотре статуса судей. Возможно, целесообразно ввести в Конституцию России институт выборности судей и ограничить срок исполнения их полномочий.
Осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа выражается в верховенстве закона, подчинения всех органов государственной власти закону, принципе функционирования государственной власти не ради интересов самой государственной власти, а в интересах народа.
Юридическая
ответственность главы
Обязательность решений верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом и подчиняется закону. Так в Конституции России закреплено, что Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.