Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие формы государственного устройства. Виды форм государственного устройства
Глава 2. Унитарная форма государственного устройства
2.1. Понятие и характеристика унитарного государства
2.2. Унитарное государство
2.3. Франция – отличительный признак унитарного государства
Глава 3. Федеративная форма государственного устройства
3.1. Концепции федерализма
3.2. Понятие и характеристика федеративного государства (деление федерации)
3.3. Федеративное государство
3.4. Осуществление государственной власти в федерациях
3.5. Правоотношения федерации и ее субъектов
3.6. Особенности федеративного устройства России
Глава 4. Конфедеративная форма государственного устройства.
4.1. Понятие и характеристика конфедеративного государства
4.2. Конфедеративное государство
Глава 5. Другие формы государственного устройства
Глава 6. Оптимальная форма государственного устройства
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный

университет

им. М. А. Шолохова

Шадринский филиал

факультет юридический

Кафедра права и психолого-педагогического образования

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Теория государства и права

Тема: «Форма государственного устройства»

 

 

Выполнила

Студентка группы

Ю. 107

Очного отделения

Домрачева О. С.

Проверил кандидат

исторических наук, доцент

Смирнов Д. И.

 

Шадринск, 2011

Содержание:

Введение

Глава 1. Понятие формы государственного устройства. Виды форм государственного устройства

Глава 2. Унитарная форма государственного устройства

        2.1. Понятие и характеристика унитарного государства

        2.2. Унитарное государство

        2.3. Франция – отличительный признак унитарного государства

Глава 3. Федеративная форма государственного устройства

        3.1. Концепции федерализма

        3.2. Понятие и характеристика федеративного государства (деление              федерации)

        3.3. Федеративное государство

        3.4. Осуществление государственной власти в федерациях

        3.5. Правоотношения федерации и ее субъектов

        3.6. Особенности федеративного устройства России

Глава 4. Конфедеративная форма государственного устройства.

        4.1. Понятие и характеристика конфедеративного государства

        4.2. Конфедеративное государство

Глава 5. Другие формы государственного устройства

Глава 6. Оптимальная форма государственного устройства

Заключение

Библиография

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства.

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический  режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе,  форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Изучая формы государственного устройства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства». В теории государства и права говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства. Система территориальных составных частей (единиц) образу­ет территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства. Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

           Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных).  Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства  в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

Цель моей курсовой работы  раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать  значимость этих форм.

Для написания  работы я использовала учебную литературу по курсу «Теория государства и права». В целом, мне хотелось бы отметить, таких  авторов учебников  как: Марченко М.Н., Алексеева С.С., Венгерова А.Б.  Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

 

Глава 1. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами государственного управления, власти[1].

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся по территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

     Форма государственного устройства показывает:

        а) из каких субъектов состоит государство;

        б) каково правовое положение  субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

         в) как  строятся отношения между центральными и местными  органами власти;

          г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована»[2].

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

            Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Итак, выделим три формы государственного устройства:

1.      Унитарная

2.      Федеративная

3.      Конфедеративная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Унитарная форма государственного устройства

2.1. Понятие  и характеристика унитарного государства

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

        1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание  содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

       2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер  и  не противоречить Конституции. Действия органов местного самоуправления напрямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.

     3)   Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената[2]. На  протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

        4)   Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.   

          Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы – Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.[3]

Информация о работе Форма государственного устройства