Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:48, контрольная работа
Для того чтобы реализовать свое социальное предназначение, государство должно быть четко организовано как с точки зрения построения и взаимосвязи своих органов и учреждений, так и с точки зрения территориальной, с тем, чтобы обеспечить возможность осуществления государственной власти беспрепятственно и доступно, во взаимодействии государственных органов с населением. Все это находит отражение в форме государства.
1.
Форма национально-
Для того чтобы реализовать свое социальное предназначение, государство должно быть четко организовано как с точки зрения построения и взаимосвязи своих органов и учреждений, так и с точки зрения территориальной, с тем, чтобы обеспечить возможность осуществления государственной власти беспрепятственно и доступно, во взаимодействии государственных органов с населением. Все это находит отражение в форме государства.
Форма государства показывает, как организована политическая власть, как обустроена территория государства, и какие методы управления используются властью. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.
Форма государственного устройства – это структура государства, соотношение государства как целого и частей государства, структура государственности, территориальная организация государственного власти.
Необходимость
определенным образом построить
территориальную организацию
Но вести эту деятельность из одного центра становится невозможным. Возникает необходимость разделить территорию на округ, штаты, области и т.д. и создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Кроме, того население того или иного государства может быть много национальным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, культуру, язык. Это следует учитывать при устройстве государства.
Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства».
Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей с соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории. Естественно, что по тому же принципу должны были строиться и государственные органы, управляющие людьми.
Существуют три основные «классические» формы государственного устройства:
- унитарное государство;
- федеративное государство (федерация);
- конфедерация.
По форме государственного устройства государства делятся: на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
При
унитарной форме государство
представляет собой единое целое, части
которого (департаменты, провинции, округа
т.д.) являются только административно-
В
некоторых унитарных
Федеративное государство – это союзное государство, части которого являются государственными образованиями, осуществляющими свои функции при сохранении целостности государства и суверенность, у федеративного государства в целом. Пример тому – США, Германия (ФРГ).
Законодательством здесь существуют высшие органы власти и законодательство субъектов федерации. Федерации могут быть построены по территориальному (США, Австрия), либо национально-территориальному принципу (Индия, Бельгия) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария).
Национальные федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей (многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.
Важнейшей
особенностью национальной федерации
является правовое положение ее субъектов
– право наций на самоопределение (т.е.
право любой нации самостоятельно решать
вопрос о своей государственности). Каждый
субъект национальной федерации имеет
право отделиться от союза и образовать
свое самостоятельное государство.
Конфедерация – это временный союз государств, образуемый для достижения политических, экономических, военных и других целей, каждое государство обладает государственным суверенитетом. В конфедерации отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Конфедерация существует сравнительно недолго и либо распадается, либо преобразуется в федеративное государство
Конфедерации
были в Австро-Венгрии до 1918 года,
Швеции и Норвегии до 1905 года. В настоящее
время не существует нигде.
Форма
национально-государственного устройства
и административно-
Федеративное
устройство России.
В РФ федерализм является одной из основ конституционного строя (ст.1 Конституции РФ). Федеративное устройство определяется нормами главы 3 Конституции РФ.
Основы конституционного строя в области государственного устройства сформулированы в ст.5 Конституции:
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
В ст.65 Конституции РФ содержится перечень всех субъектов РФ и тем самым констатируется их вхождение в состав РФ.
2.
Республика (государство) имеет свою
конституцию и
Края, области и города не являются национальным по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или иную другую меру национальной государственности.
3.
Федеративное устройство
Таки образом в пределах единого пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех субъектов РФ. Равные в правовом отношении субъекты Федерации существенно отличаются друг от друга по территории, числу жителей, природным условиям и уровню экономического развития. Субъектам предоставлена вся полнота власти вне пределов Федерации и совместного ведения Федерации и её субъектов. Все, что отнесено к ведению РФ, также к совместному ведению Федерации и её субъектов, четко определено в соответствующих статьях главы 3 Конституции РФ.
Государство
гарантирует равенство прав и
свобод человека и гражданина, независимо
от расы, национальности, языка. Государственным
языком Российской Федерации на всей ее
территории остается русский язык, но
республики вправе устанавливать свои
государственные языки, которые употребляются
наряду с русским языком в органах государственной
власти, органах местного самоуправления,
государственных учреждениях республик.
Самоопределение наций может осуществляться
в различных формах
Федеративное государство | Унитарное государство |
Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов - в Австралии, США); провинций – в Аргентине; Кантонов – в Швейцарии; земель – в Австрии; республик, краев, областей, автономных округов, автономной области в РФ и др.). | Целое государство,
части его являются только административно- |
Субъекты
федерации имеют свое |
|
Субъекты
федерации обычно наделяются
учредительной властью, т.е. |
На всей территории страны действует единая конституция. Нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер. |
Субъекты
федераций имеют собственные
предметы ведения (издавать |
Местные
органы власти обязаны |
Каждый субъект имеет свою правовую и судебную системы. | Для унитарного
государства характерны единая
система права, единая |
В
большинстве федерации |
Единое гражданство.
Никакие административно- |
На
всей территории федерации |
|
Функции государственной власти и управления осуществляются как общефедеральными законодательными и судебными органами, так и соответствующими органами членов федерации. | Все управленческие образования сверху донизу подчинены центральному правительству. Прерогативы руководителей местных органов ограничены. Господство единой системы органов власти, правосудия, единые правовые и конституционные нормы. |
2.
Понятие законности
и ее основные
принципы. Система гарантий
и методов обеспечения
законности. Составьте
схему «Принципы законности».
Законность – это требование точного и неуклонного исполнения и соблюдения законов всеми субъектами права, поведение, действия их в соответствии с законодательством.
Статья 15 Конституции РФ установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц.
Законность предполагает верховенство законов по отношению к другим нормативно-правовым актам, пресечение всех и всяческих беззаконий, однако посредством установленных в законодательстве мер, средств и органов.
Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.
Принципы правовой законности представляют в определенном аспекте отражение объективных закономерностей, свойственных становлению и реализации правоотношений, опосредуемых государством и получивших свое материальное воплощение в соответствующих правовых нормах.
Идею законности обычно развивают, конкретизируют путем анализа целого ряда требований (принципов), относящихся к ней. Системы этих требований тоже различны, как и само понятие законности.
Основными принципами законности являются:
1) единство законности - при всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.
Информация о работе Форма национально-государственного и административно-территориального устройства