Форма современного российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание

Происходящие в нашей стране изменения вызваны необходимостью преодоления кризисных явлений в политике и экономике, направлены на поиск новой модели формы правления.

Содержание

ПЛАН

Введение …………………………………………………………………….3

I Форма правления современного российского государства……….…5
1.Понятие и роль формы правления……………………………………...5
2.Форма правления в Российской Федерации…………………………...7
3.Особенности и проблемы формы правления…………………………12

II Форма государственного устройства современного российского государства ……………………………………………………………………14
1.Понятие и виды форм государственного устройства…………………14
2.Федерализм в России……………………………………………………16
3.Особенности и проблемы форм государственного устройства……...22

Глава 3.Политический режим современного российского государства…..24
1.Понятие политического режима…………………………………….24
2.Особенности и проблемы политического режима в России……..26

Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

          Характерным для всех президентских  республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо  совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

          В цивилизованных странах президентскую   республику отличает сильная  исполнительная власть, наравне  с которой по принципу разделения властей  нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. Смешанная (парламентско-президентская) республика — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. 
 
 
 

   3. Особенности и проблемы формы правления

   При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

   Форма правления, т.е. порядок организации  и взаимоотношений высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

   Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом особенностей.

   Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

   Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной  и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. 

   Наконец, в-третьих, уникальность России как  федерации не может не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   II ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

   1.Понятие и классификация форм государственного правления 

          История существования государства  свидетельствует  о том, что  во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной  власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные  явления в современной юридической  теории принято объединять в один термин - форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная орга-низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями». При всем многообразии форм государственного устрой-ства двумя основными среди них являются унитарная и фе-деративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.

          Также необходимо добавить, что  форма государственного устройства  делится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. К внутренним можно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным - конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружест-вом, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для дос-тижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.Федерализм в Росси

          Федерализм  в России во многом уникален. Ему  трудно подобрать аналоги в истории  и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, “развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.5

          Поскольку почти три четверти  субъектов  Федерации не обладают  статусом государства  в составе  РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая  федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно  подчеркнуть, что в мире более  типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают  центр и передают ему часть  своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра - субъектам, самостоятельность  которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и полномочия между органами государственной  власти Федерации и ее субъектов  разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. “Иные договоры” так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, - как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.

          Сепаратистские  настроения в  регионах во многом зависят   от нестабильности центральной  власти. Но эта стабильность, в  свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации  имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.

          Гражданство Российской Федерации  приобретается  и прекращается  в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

          В Российской Федерации по  Конституции (ч. 1 ст. 8) гарантируются  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств,  поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности.

          Россия  внешне  сохранила  основную  схему  советского  федерализма. После принятия Декларации о государственном суверенитете в  1990  году  были внесены  соответствующие  дополнения  и  изменения  в  Конституцию   страны, повысился статус субъектов федерации, подписан Федеративный договор.  Однако поиск путей преобразования российского федерализма не прекращен. 

          Конституция Российской Федерации  является  крупным  шагом   на  пути законодательного оформления  российского  федерализма.  В   ней  зафиксировано федеративное  устройство  России,   хотя   российская   модель   федерализма полностью еще не сложилась. Она находится в  стадии  становления,  развития. Но  сейчас  уже  можно  определить  принципиальные  основы   и   особенности российского федерализма.

         Россия - единое, союзное государство, в основу  которого  заложены принципы федерализма.  Это закреплено  Конституцией  Российской  Федерации. "Российская  Федерация -  Россия,  -  говорится в   статье   1,   -   есть демократическое федеративное правовое государство с  республиканской  формой правления".

          Российская  Федерация является  федерацией договорно-конституционного  типа. Федеративный  договор был   подписан 31  марта  1992  г.,  его   основные положения вошли в  Конституцию  РФ. Государственная власть  осуществляется  на основе    договорно-конституционного    распределения    полномочий    между федеральными органами  государственной  власти  и  органами  государственной власти субъектов Федерации

        Одним из принципов российского  федерализма  является самоопределение народов.  На  основе  этого  принципа  формировалась  сама  Федерация,   что свидетельствует о свободном и добровольном  характере  создания  РФ.  Однако имеются случаи,  когда  отдельные  представители  национальной  элиты  вновь поднимают вопрос о "самоопределении народа" и требуют его  осуществления.  В связи с этим необходимо отметить два момента. 

        Важнейшим  принципом  федерализма   является  равноправие  субъектов  федерации относительно федеральных  органов государственной власти,  а  также во  взаимоотношениях  друг  с  другом.  Это  важное  условие   прочности   и эффективности федеративных отношений.6

        В Конституции РФ записано, что  "во взаимоотношениях с   федеральными органами  госвласти   все   субъекты   Российской   Федерации   между   собой равноправны" (ст.5). Однако, это равноправие имеет формальный  характер.  С одной стороны, в Конституции  РФ  провозглашены  права,  которыми  в  равной степени обладают все субъекты Федерации. Например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта  Российской  Федерации,  независимо от размеров территории, численности населения и других  различий.  Граждане всех  субъектов   Федерации   участвуют   в   избрании   Президента   РФ   и Государственной Думы.  С другой  -  конституционные полномочия  субъектов Федерации заметно различаются.  Больше  прав  имеют республики  в составе Российской Федерации.

        Республики  имеют признаки и  атрибуты государств, а другие  субъекты являются  административно-территориальными  единицами.   Каждая   республика  имеет   свою  конституцию   и   законодательство.   Край,   область,   город федерального значения, автономная область,  автономный  округ  имеют  только свой  устав и законодательство.

     Известно, что некоторые  субъекты  Федерации  (автономная  область,  автономный округ) входят в  состав других субъектов. Согласно  Конституции  РФ (ст. 66) отношения автономных округов, входящих в состав края  или  области, могут  регулироваться  федеральным  законом  и  договором   между   органами госвласти автономного округа и, соответственно, органами госвласти края  или области.  Такая субординация  также не   свидетельствует   о   равноправии субъектов РФ. 

        В  результате  этого  федеративное   устройство   России   выглядит  ассиметричным: республики обладают  большими правами, нежели другие  субъекты Федерации. Более того, некоторые из республик (Татарстан,  Башкортостан)  на основе Договора с Российской  Федерацией  получили  дополнительные  права  и имеют особый статус. Сейчас образовалась "очередь" на  подписание  договоров между субъектами Федерации и Российской Федерацией  по  примеру  Татарстана. Если эта тенденция будет продолжаться,  то  све 89  субъектов будут иметь двусторонние договоры с Российской Федерацией и каждый  из  субъектов будет иметь свои "особые"  права.  Понятно,  что такая федерация станет  весьма запутанной и неуправляемой.

Информация о работе Форма современного российского государства