Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа
Происходящие в нашей стране изменения вызваны необходимостью преодоления кризисных явлений в политике и экономике, направлены на поиск новой модели формы правления.
ПЛАН
Введение …………………………………………………………………….3
I Форма правления современного российского государства……….…5
1.Понятие и роль формы правления……………………………………...5
2.Форма правления в Российской Федерации…………………………...7
3.Особенности и проблемы формы правления…………………………12
II Форма государственного устройства современного российского государства ……………………………………………………………………14
1.Понятие и виды форм государственного устройства…………………14
2.Федерализм в России……………………………………………………16
3.Особенности и проблемы форм государственного устройства……...22
Глава 3.Политический режим современного российского государства…..24
1.Понятие политического режима…………………………………….24
2.Особенности и проблемы политического режима в России……..26
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………33
Характерным для всех
В цивилизованных странах
3. Особенности и проблемы формы правления
При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
Форма
правления, т.е. порядок организации
и взаимоотношений высших органов
государства, зависит от многих факторов:
соотношения социально-
Сложная
обстановка перехода к рыночной экономике
и острая социальная напряженность
обусловили тот факт, что в Российской
Федерации в качестве формы правления
установлена президентская
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых,
налицо дисбаланс между
Наконец,
в-третьих, уникальность России как
федерации не может не быть отраженной
в механизме государственной
власти, особенно с учетом того, что
в ряде ее республик также существует
институт президентства.
II ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.Понятие
и классификация форм
государственного правления
История существования
Также необходимо добавить, что
форма государственного
2.Федерализм в Росси
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, “развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии”. В международной практике, однако, происходит наоборот.5
Поскольку почти три четверти
субъектов Федерации не
Сепаратистские настроения в регионах во многом зависят от нестабильности центральной власти. Но эта стабильность, в свою очередь, обусловливается региональным сепаратизмом. Большей или меньшей самостоятельности хотят все. Каждый субъект РФ, исходя из своих возможностей давления на центр, выстраивает собственную модель взаимоотношений с ним, пытаясь закрепить ее двусторонним договором. Поэтому каждый субъект федерации имеет аргументы и примеры, опираясь на международный опыт. Используется, однако, не все, а только то, что подходит под политическую задачу.
Гражданство Российской
В Российской Федерации по
Конституции (ч. 1 ст. 8) гарантируются
единство экономического
Россия внешне сохранила основную
схему советского федерализма.
После принятия Декларации о государственном
суверенитете в 1990 году были
внесены соответствующие дополнения
и изменения в Конституцию
страны, повысился статус субъектов федерации,
подписан Федеративный договор. Однако
поиск путей преобразования российского
федерализма не прекращен.
Конституция Российской
Россия - единое, союзное государство, в основу которого заложены принципы федерализма. Это закреплено Конституцией Российской Федерации. "Российская Федерация - Россия, - говорится в статье 1, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Российская Федерация является
федерацией договорно-
Одним из принципов
Важнейшим принципом
В Конституции РФ записано, что "во взаимоотношениях с федеральными органами госвласти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст.5). Однако, это равноправие имеет формальный характер. С одной стороны, в Конституции РФ провозглашены права, которыми в равной степени обладают все субъекты Федерации. Например, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, независимо от размеров территории, численности населения и других различий. Граждане всех субъектов Федерации участвуют в избрании Президента РФ и Государственной Думы. С другой - конституционные полномочия субъектов Федерации заметно различаются. Больше прав имеют республики в составе Российской Федерации.
Республики имеют признаки и
атрибуты государств, а другие
субъекты являются административно-
Известно, что некоторые субъекты
Федерации (автономная область,
автономный округ) входят в
состав других субъектов.
В результате этого федеративное
устройство России выглядит
ассиметричным: республики
Информация о работе Форма современного российского государства