Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:30, курсовая работа
Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.
Введение.......................................................................................................3
1. Понятие формы государства.......................................................................4
1.1. Причины разнообразия форм государства................................................5
2. Формы правления в зарубежных странах.................................................6
2.1. Монархия.....................................................................................................6
2.2. Республика...................................................................................................7
2.3. Президентская республика.........................................................................8
2.4. Парламентарная республика....................................................................10
2.5. Смешанные формы правления..................................................................11
3. Формы государственного устройства в зарубежных странах................12
3.1. Унитарная форма государственного устройства......................................12
3.2. Федеративная форма государственного устройства…………...…........15
Заключение.........................................................................................................18
Список использованной литературы................................................................19
Содержание
Введение......................
1. Понятие формы государства...................
1.1. Причины разнообразия форм
государства...................
2. Формы правления в зарубежных
странах.......................
2.1. Монархия.....................
2.2. Республика...................
2.3. Президентская республика....................
2.4. Парламентарная республика....................
2.5. Смешанные формы правления.....................
3. Формы государственного устройства в зарубежных странах................12
3.1. Унитарная форма
3.2. Федеративная форма государственного устройства…………...…........15
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение.
Любое государство,
помимо его сущности и социального назначения,
характеризуется также некоторыми внешними
признаками. Совокупность его внешних
характеристик, определяющих порядок
формирования и осуществления государственной
власти, административно-
Форма государства обычно
рассматривается как
Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.
1.Понятие формы государства.
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то,как организована власть в государстве,какими органами представлена,каков порядок образования этих органов,сколь длителен период их полномочий,наконец,какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Ясно,что проблема формы государства приобретает не только теоритическое,но и первостепенное практически-политическое значение. От того,как организована и как реализуется государственная власть,зависят эффективность государственного руководства,действенность управления,престиж и стабильность правительства,состояние правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Форма государства,т.е. устройство государственной власти,ее организация,в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых,это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых-это способ территориального устройства государства,определенный порядок взаимоотношений центральной,региональной и местных властей. В-третьих,это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.
Таким образом,форма государства состоит из трех основных элементов,а именно: формы государственного правления,формы государственного устройства,формы государственного (политического) режима.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства,к которым в последствии добавлялись политический режим,политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения,отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе,сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти,заключающейся в единстве трех элементов - правления,государственного устройства и политического режима.
1.1.Причины разнообразия форм государства.
Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:
1. Историческая традиция
развития национальной
2. Исторические особенности
становления самой
3.Принятие той либо
иной государственной формы
4.Избрание той или иной
государственной формы в
2.Формы правления в зарубежных странах.
Форма государственного правления
характеризует структуру высших
органов государственной
Характер формы правления,
2.1.Монархия.
Монархия представляет собой такую форму правления,при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу,занимающему свою должность в установленном порядке пристолонаследия.
Термин «монархия»- греческого происхождения,означает «единовластие», «единодержавие»,хотя известны и исключения.Так в Спарте существовало два царя.Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот,лица,именовавшиеся монархами,не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем,несмотря на большое внимание древних к формам правления последние доставались еще во многом неразработанными.Монархию связывали лишь с исполнением военных функций,позднее- жреческих,судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии,более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма,поскольку был связан с крупной земельной собственностью,испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.
Период расцвета монархии- это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской формы правления,были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная,неограниченная и монархия конституционная,ограниченная общенародным представительством (парламентом).
2.2.Республика.
Республика- форма государственного правления,при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту,президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
Признаки республики.
1.Наличие высших выборных органов власти.
2.Возможность участия граждан в управлении делами государства.
3.Разделение властей.
4.Определенная процедура
принятия высшими органами
5.Высокий авторитет судебной власти.
2.3.Президентская (дуалистическая) республика.
Президентская (дуалистическая) республика представляет собой такую республиканскую форму правления,которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.
Президентская республика теоритически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает,что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной,исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены,но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.
Наряду с указанным
объединением главы государства
и главы правительства в руках
президента президентская республика
отличается следующими характерными особенностями:
внепарламентский метод избрания президента;
внепарламентский метод формирования
правительства и отсутствие института
парламентской ответственности;
Президентская республика создает
весьма благоприятные юридические
предпосылки для сосредоточения
в руках президента гигантских полномочий.
В свою очередь отсутствие у президента
права роспуска парламента лишает правительства
возможности применять в
Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа «сдержек и противовесов»,согласно которому президент,конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями,которые позволяют им воздействовать друг на друга.
Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи «главой исполнительной власти»,он формирует правительство- кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности кабинет перед конгрессом не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса,он наделен такими полномочиями,которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее- это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормаустанавливающим органом.
Конгресс является носителем «законодательной власти»,но его деятельность поставлена в зависимость от президента,который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы,но и определяет судьбы многих законопроектов,используя право вето,для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса,они могут высказываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса,наделенных значительными ревизионными,контрольными и расследовательскими полномочиями.
Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах,освободившихся от колониальной зависимости.
В настоящее время президентские
республики существуют в США,Колумбии,Бразилии,
2.4.Парламентарная республика.
Парламентарная республика
характеризуется
Информация о работе Формы государственного устройства в зарубежных странах