Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Мини курсовая 12 страниц! проверена в анти-плагиате !
Одной из актуальнейших проблем в государство ведении является вопрос о понятии и содержании термина «государственное устройство», который в широком значении употребляется для характеристики государственного строя страны, системы государственного управления. В специальной юридической литературе данный термин используется все реже и лишь в узком значении для характеристики политико-территориальной и административно-территориальной организации государства, определения соотношения государства в целом с его составными частями (штатами, административно-территориальными единицами).

Работа состоит из  1 файл

Формы государственного устройства 1 курс.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

        Академический международный институт 
     
     
     

        Теория  государства и права

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

      УСТРОЙСТВА

        Специальность 030500.62 Юриспруденция. 
     

        Группа  МСБ08 Ю1д

        Студент Зайцева М.Г. 

        Преподаватель

        Мхитарян  Г.Т. 
     
     
     

    Москва 2009

        Введение

        Одной из актуальнейших проблем в государство  ведении является вопрос о понятии  и содержании термина «государственное устройство», который в широком  значении употребляется для характеристики государственного строя страны, системы  государственного управления. В специальной юридической литературе данный термин используется все реже и лишь в узком значении для характеристики политико-территориальной и административно-территориальной организации государства, определения соотношения государства в целом с его составными частями (штатами, административно-территориальными единицами).

        Развитие  мира не стоит на месте, постоянное изменение политической и   экономической  ситуации на международной арене  показывает, насколько устойчивы  формы государственного устройства. Важно понимать основы  форм государственного (национально-государственного, территориально-государственного) устройства. Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является сравнительный анализ форм государственного (национально-государственного, территориально-государственного) устройства.

        Для достижения поставленной цели необходимо вспомнить следующие понятия:

        - определение государства и его  признаки;

        -раскрыть  содержание понятия «форма государственного  устройства» и указать их виды;

        -подробно раскрыть понятия: унитарное государство, федерация и конфедерация;

        -показать  отличия, наличествующие между  унитарным государством, федерацией  и конфедерацией(содружество).

        При анализе данного вопроса, прежде всего, необходимо уяснить, что форма  государственного (национально-государственного, территориально-государственного) устройства является одной из важнейших частей такого сложного общественного явления как Форма государства.

        Государство и Формы государственного устройства

        Государство - организация (орудие, машина)  политического властвования. Другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в различной мере и различных формах сотрудничества.

                        В пределах своей территории государство выступает в качестве:

        - официального представителя всего  населения, объединяемого им по  признаку гражданства:

        - единственного носителя независимой  (суверенной) власти.

        Также государство публикует законы и  подзаконные акты, содержащие нормы права и обладающие юридической силой; издание законов - прерогатива государства.

        Как правовой институт, государственное  устройство включает в себя нормы, правовую и политическую практику: определяющие территорию и границы государства; нормы, устанавливающие способ государственного (национально-государственного) устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и административно-территориальными единицами); о порядке взаимоотношений государства и его составных частей. Государственный аппарат располагает правоохранительными органами (суд, полиция, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже правопорядка и законности. Также государство располагает вооруженными силами, органами безопасности, обеспечивает территориальную целостность и безопасность территорий.

        Три элемента, составляющие государство, - это население (нация, народ), публичная  власть и территория. Георе Еллинек (1851–1911) писал: "Чтобы избегнуть  юридических фикций и признать предшествующее всякой юриспруденции естественное бытие государства в одном из его составных, по-видимому, реально существующих элементов. Эти элементы суть территория, народ, властитель". Леон  Дюги (1859-1928) среди элементов государства особо выделял территорию: "Коллективность может быть государством только тогда, когда она осела на территории с определенными границами. Без этого нет государства. Может существовать целая социальная группа, в ней может возникнуть даже политическая власть, но эта коллективность, дойдя даже до политической дифференциации, не составляет и не может составлять государства".

        На  мой взгляд, говорить о государстве  можно только тогда, когда  осуществляемая власть в пределах обособленной территории над проживающим в пределах этой территории населением, суверенна и, как утверждал  Карл Шмитт  (нем. Carl Schmitt; в действительности Karl Schmitt, время от времени также Carl Schmitt-Dorotic; 1888-1985), обладает монопольным правом последнего решения в случае возникновения правовой коллизии.

        Следовательно, сама по себе триада территории, населения и власти еще не создает государства, а указанные элементы с равным основанием могут считаться и элементами территориальных образований - составных частей государства.

        Любое территориальное образование соединяет  в себе собственно территорию - часть территории государства, проживающее на этой территории население - часть населения государства и публичную власть (органы власти), осуществляющую управление данной территорией и данным населением в рамках тех прав, которыми наделены. Будучи составными частями государств и др. территориальных образований, никакие территориальные образования не обладают суверенитетом.

        На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод:  государство - это  политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

        В федерации государственный аппарат  делится на два уровня: федеральный (союзный) и республиканский (уровень штата, кантона, земли и т.д.). На верхнем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного  парламента, одна из палат отражает интересы субъектов федерации. При ее создании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

        Один  из  признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Это право закреплено  конституциями государств. Следовательно объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

        В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Некоторые  субъекты федерации могут создавать  и свою правовую систему. Иногда им предоставляется право принятия   своей собственной конституции. Но при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип соблюдается и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это обязательное правило касается и всех других нормативных актов, особенно законов. Принцип верховенства обще федерального закона над законом субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций.

        Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства. Особой формой федерализма может явиться организация государственного устройства по принципу «одно государство - две системы». Такой принцип может обладать мощным государственно-объединительным импульсом, собирать в одном государстве, опять же вопреки догматизированному марксизму-ленинизму, разные социально-экономические системы - рыночную и планово-распределительную. И все потому, что федерализм не привязан жестко к экономическому базису. Он подвержен влиянию и иных, в том числе национальных интересов.

        Появилась еще одна проблема устройства государства. Это его роль в защите диаспоры, т.е. той части соотечественников, которая в силу тех или иных причин (распад государства, иных исторических причин) оказалась на территории другого государства. Их положение в чужом государстве не может быть безразличным для соотечественников.

        Федерации делятся на два вида: административно-территориальные  и национально-государственные.

        Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные цели государств, это не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится в некоторых случаях ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

        В содружестве могут создаваться  и над государственные органы, нужные для координации действий государств. Денежные средства, если это  необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

        Право творческая деятельность содружества  осуществляется в форме нормативных  актов, которые могут принимать  главы государств, другие уполномоченные на это органы (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).

        В данном случае теория государства выделяет и рассматривает самое главное  типовое правило, которое характеризует  те или иные реальные формы устройства государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов, тенденций, которые дают разнообразные и удивительные сочетания национально-государственных и административно-территориальных форм.

        Такое интересное образование, как империя - насильственное объединение государств, осуществленное или путем завоевания, или путем создания нового вида давления (экономического, политического и  т.п.). В перспективе интеграционные связи между государствами будут все более и более возрастать.

        Форма государственного устройства тесно  связана ещё с одним существенным свойством государства - территориальной  организацией населения. При всей кажущейся  абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом затрагивает, а то и напрямую определяет объем, качество прав и свобод подданных (граждан). Вовремя решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают целостность и стабильность государства, его плодотворное функционирование и существование. Но, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из многих причин его распада.

Информация о работе Формы государственного устройства