Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:21, контрольная работа
Определение понятия “договор” содержится в ст. 420 Гражданского Кодекса РФ.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Данное определение полностью корреспондирует нормам о двух или многосторонних сделках (ст. 153, 154 ГК РФ), следовательно, договор - это сделка, так как всякая гражданско-правовая сделка либо устанавливает, либо изменяет, либо прекращает гражданские права и обязанности. Поэтому пунктом 2 ст. 420 ГК РФ установлено, что к договорам применяются правила о сделках, предусмотренные гл. 9 ГК.
1. Понятие, значение, формы хозяйственного договора.
2. Дисциплинарные взыскания и порядок их применения.
В Российской Федерации действуют УЖТ, КТМ, КВВТ, Воздушный кодекс. Сохраняет свою силу в части, не противоречащей гл. 40 ГК, УАТ.
Транспортные кодексы носят комплексный характер, поскольку, регулируя деятельность определенного вида транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми нормами содержат и нормы публичного права.
Что же касается железнодорожного транспорта, то публично-правовые нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования, содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения транспортных уставов и кодексов близки по содержанию, что значительно облегчает осуществление транспортного процесса, особенно когда в нем участвуют несколько видов транспорта.
Для перевозок пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей, а для перевозок грузов — Федеральный закон от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности». Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся в иных законах РФ.
По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703.
Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.
Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся прав граждан — потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами Правительства РФ. Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111.
В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются Минтрансом России. Согласно Воздушному кодексу перевозчики вправе также устанавливать свои правила перевозок при условии, что они не будут ухудшать положение клиентуры по сравнению с общими правилами. На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период, предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства, и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.
Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства — сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.
Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет «формулярное право», а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена.
Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так, Пленумом ВАС РФ принято постановление от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства РФ к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором РФ это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.
Транспортные организации. Управление транспортом
Перевозчиком может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять перевозки. Уставы наиболее крупных транспортных организаций утверждаются Правительством РФ. В настоящее время на морском транспорте действует около 10 крупных судовладельческих акционерных компаний, на воздушном — примерно столько же авиапредприятий, среди которых ведущее положение занимает ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии». Масса мелких перевозчиков, образовавшихся еще в 90-х годах прошлого века на этих видах транспорта, как, впрочем, и на автомобильном и речном транспорте, постепенно, по мере наведения элементарного порядка и в результате конкурентной борьбы сокращается.
На железнодорожном транспорте с целью создания условий для развития рыночных отношений и привлечения инвестиций происходит структурная реформа, направленная на разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, перевозочной деятельности и инфраструктуры железных дорог, создание независимых и дочерних акционерных обществ-перевозчиков на базе имущества, которым сейчас наделены самостоятельные подразделения ОАО «Российские железные дороги», с последующей их приватизацией. Правовые основы создания и деятельности ОАО «Российские железные дороги» определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
В большинстве крупных обществ контрольные пакеты акций принадлежат государству, которое осуществляет свои полномочия собственника через федеральные агентства, находящиеся в ведении Минтранса России.
Транспортные организации выполняют перевозки только при наличии у них лицензий на соответствующий вид деятельности, а владельцы воздушных судов, кроме того, должны получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Лицензирование — важнейший метод государственного регулирования транспорта. Основы лицензирования транспортной деятельности определены Законом о лицензировании отдельных видов деятельности. Главные задачи лицензирования — обеспечить безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств, защитить права и интересы потребителей транспортных услуг. Цель — исключить возможность доступа на рынок перевозок лиц, которые не обладают необходимым парком транспортных средств, технической базой, профессионально подготовленным персоналом и не способны обеспечить безопасность транспортных операций. В процессе выдачи лицензии проводится проверка сведений и документов, представляемых заявителем, а при необходимости — независимая экспертиза.
Выдача лицензий и сертификатов транспортным организациям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая находится в ведении Минтранса России. Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет. В Законе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче или продлении лицензии. Отказ может быть обжалован заявителем в арбитражном суде.
В силу п. 1 ст. 789 ГК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом, у транспортных организаций возникает не только право, но и обязанность осуществлять перевозки.
Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к регулируемой им сфере. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. № 787 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте. Соответствующая функция возложена на Федеральную службу по тарифам, а в части международных транзитных перевозок по территории Российской Федерации — на Минтранс России. Действует Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами». Для отдельных видов перевозок и категорий грузов допускается дифференциация и снижение тарифных ставок. Вышеназванным актом Правительства РФ утверждены Правила предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте. Эти тарифы устанавливаются в рамках единой системы тарифов с учетом условий рынка товаров и услуг, особых условий перевозок. Они должны стимулировать развитие новых технологий в сфере железнодорожных перевозок и обеспечивать возможность пользоваться услугами транспорта всем потребителям на равных условиях. Предоставление исключительных тарифов в индивидуальном порядке не допускается.
Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки грузов морским, внутренним водным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на перевозки пассажиров в местном (пригородном) сообщении.
Помимо транспортных предприятий в практическом осуществлении перевозок важную роль играют иные предприятия и организации каждой из отраслей транспорта. На железнодорожном транспорте в ходе структурной реформы появляется новый участник транспортного процесса — владелец инфраструктуры. Им, согласно ст. 2 УЖТ, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующий технологический комплекс (железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса).
Пограничные станции организуют коммерческие операции по перегрузке экспортно-импортных грузов, таможенное оформление грузов и переоформление при необходимости транспортной документации, предоставление транспортно-экспедиторских услуг.
Широкий круг транспортных операций выполняют морские, речные порты, а также аэропорты. Они обеспечивают управление движением судов в своей зоне, обслуживание судов, включая погрузочно-разгрузочные работы, проведение складских операций, обслуживание пассажиров, местные перевозки. Кроме того, порты, выполняя комплекс операций по перевалке грузов при перевозке их с участием разных видов транспорта, обеспечивая исполнение узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов между транспортными организациями, являются важным связующим звеном смешанного сообщения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 705 морскими портами управляют их администрации, которые являются федеральными государственными учреждениями. Капитаны морских и речных судов наделены широкими полномочиями и осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и охраны порядка в порту. Для осуществления транспортно-хозяйственных функций морских портов создано федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», находящееся в ведении Минтранса России.
Для воздушного транспорта кроме аэропортов значение имеет деятельность федерального государственной унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (Госкорпорация по ОВД).
Организации — владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортные терминалы, порты, аэропорты, органы управления движением и др. — выполняют на основе договоров, заключаемых с транспортными компаниями-перевозчиками, важные технические и коммерческие функции. На праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими организациями закреплены элементы технологического комплекса (инфраструктуры) соответствующего вида транспорта. Хотя в этой области не исключено наличие других форм собственности, указанные организации в своем большинстве являются государственными унитарными предприятиями или федеральными учреждениями, их услуги отнесены к сфере деятельности естественных монополий и предоставляются в установленном законом порядке. Деятельность этих организаций лицензируется, правила и цены (тарифы), по которым они оказывают большинство своих услуг, а также различные сборы регулируются Правительством РФ и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
Договор перевозки груза в системе договоров транспортного права
1. Понятие, особенности и виды договора перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК). Договор перевозки груза относится к числу возмездных и реальных. Статья 115 КТМ, определяя договор морской перевозки груза, допускает возможность его квалификации в качестве консенсуального (т.е. возникающего до передачи груза перевозчику в момент заключения соглашения).
Договор перевозки груза является двусторонним. Упомянутый в определении получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует (кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем). Поэтому перевозку груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Право получателя (т.е. третьего лица) требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя (ст. 224 ГК). В договоре перевозки этот товар предстает в качестве груза, но права и обязанности, связанные с его приемкой, возникают у получателя не из договора перевозки, а в силу соответствующих указаний норм транспортного законодательства при условии признания получателем своего вещного права на доставленный перевозчиком груз с намерением им воспользоваться.