Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 22:25, курсовая работа
Форма правления: понятие и исторические разновидности. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития. Республика: понятие, признаки, виды. Нетипичные формы правления.
-
президент избирается
-
вице-премьеров и министров
-
правительство несет
Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.
Наряду
с совмещением черт президентской
и парламентарной республики полупрезидентская
республика имеет такие особенности, которые
не присущи первым. Основная из них: особый
статус президента. По конституциям президент
выводится за триаду разделения властей.
Он не относится ни к одной из ее ветвей,
в том числе к исполнительной власти, как
это всегда бывает в президентской республике
и по традиции — в парламентарной. По Конституции
России 1993г. исполнительная власть принадлежит
только Правительству, Президент охарактеризован
только как глава государства. Вместе
с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане,
и в России в конституцию заложена идея
об арбитражной власти президента: он
арбитр в отношениях всех других публичных
институтов, а по Конституции Республики
Беларусь 1996г. — арбитр не только в государстве,
но и в обществе. Германские исследователя
X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской
республике глава правительства зависит
как от президента, так и от парламента,
но президент влияет на деятельность правительства
не прямо, а опосредованно.
Глава 4. Нетипичные формы правления
Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.
Приведенные в предыдущих главах критерии для различения форм правления и сегодня сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: '"чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991г.).
Как
уже отмечалось, глава государства в монархии
– наследственный и пожизненный. Выборы
нового монарха обычно проводятся в том
случае, когда прекращается династия (например,
выборы царем Михаила Романова в России
в 1613г.). Вместе с тем, в современных условиях
есть такие монархи, где глава государства
не пожизненный и не наследственный, а
переизбирается через определенный промежуток
времени. Такая система существует в Малайзии
и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных
федеративных выборных монархиях. В каждом
из этих государств глава государства
переизбирается раз в 5 лет. Это сближает
главу государства - монарха с президентом,
а монархическую форму правления с республиканской.
Однако оба государства остаются монархиями,
ибо главой государства не может быть
избран любой гражданин, удовлетворяющий
избирательным квалификациям и требованиям
для президента, а только один из "местных
монархов" - правителей составных частей
федерации.
4.2
Монархическая республика
Выше
речь шла о монархиях, которые
имеют республиканский признак - систематическую
выборность главы государства. Вместе
с тем, в современном мире в условиях тоталитарных
систем появились разновидности республики,
характеризующиеся нелегитимностью
власти. Например, когда в стране происходит
государственный переворот, который
ставит во главе государства единоличного
диктатора или группу диктаторов, форма
правления официально может провозглашаться
или оставаться республиканской, но ее
демократическая суть выхолащивается.
Это происходит и в том случае, когда законно
избранное или назначенное должностное
лицо (президент, премьер-министр и т.п.)
захватывает не принадлежащие ему по
конституции полномочия, отказывается
оставить свою должность по истечении
срока полномочий, - словом, когда узурпирует
власть. Так поступил Гитлер в Германии
в 1933г., Ж.Мобуту в Заире (тогда - Конго)
в 1960г., черные полковники в Греции
в 1967г., А.Пиночет в Чили в 1973г.
4.3.
Суперпрезидентская
республика Латинской
Америки
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.
Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:
- высокая степень централизации государственного аппарата;
- гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;
- важная роль армии в политической жизни;
- преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);
- почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.
Одной из основных
Уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими полномочиями.
Соединяя в своих руках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д.Косио Вильегаса, в “судью последней инстанции и верховного арбитра при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют”.
Глава 5. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом
Схема 2.
┌─────────────────────────────
│ ЭЛЕМЕНТЫ │
│ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА │
└────────────────┬────────────
┌───────────────────────┼─────
┌───────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌────────┴────────┐
│ Форма │ │ Форма │ │ Политический │
│государственного│ │государственного│ │(государственный)│
│ правления │ │ устройства │ │ режим │
└────────────────┘
└────────────────┘
└─────────────────┘
Элементами формы государства являются (см. схема 2):
1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
Рассмотренные три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде стран Арабского Востока. В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.
Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания. Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой.