Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 22:25, курсовая работа

Описание

Форма правления: понятие и исторические разновидности. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития. Республика: понятие, признаки, виды. Нетипичные формы правления.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая 2.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

       - президент избирается непосредственно  избирателями, что делает его  независимым от парламента и  дает возможность противопоставлять себя парламенту;

       - вице-премьеров и министров президент  может назначить по своему  усмотрению, независимо от партийной  расстановки сил в парламенте;

       - правительство несет ответственность  перед президентом, который может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

       Наряду  с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.

       Наряду  с совмещением черт президентской  и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции — в парламентарной. По Конституции России 1993г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава государства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996г. — арбитр не только в государстве, но и в обществе. Германские исследователя X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительства не прямо, а опосредованно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Нетипичные формы правления

     Разделение  на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую  и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.

     Приведенные в предыдущих главах критерии для  различения форм правления и сегодня  сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных  государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: '"чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991г.).

4.1. Республиканская монархия

 

     Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации. 

       4.2 Монархическая республика 

     Выше  речь шла о монархиях, которые  имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью  власти.  Например, когда в стране происходит государственный переворот,  который ставит во главе государства единоличного  диктатора или группу диктаторов,  форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть  выхолащивается.  Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по  конституции полномочия,  отказывается  оставить  свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933г., Ж.Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960г.,  черные полковники в Греции в 1967г.,  А.Пиночет в Чили в 1973г.  
 

4.3. Суперпрезидентская республика Латинской Америки 

       В политической жизни Латинской  Америки  из-за  частых  переворотов и контрпереворотов вопрос  о  форме  государства  обычно  приобретает  большее значение,  чем  в  ряде  других   стран.   Постоянная   кризисная   ситуация  объясняется тем,  что  система  власти  не  отвечает  современным  условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы  способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала  к  жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.

             Президентская форма правления сложилась в этих  странах  под  влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с  формой  правления  в  США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней  стадии  развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием  таких специфических черт, как:

       - высокая степень централизации государственного аппарата;

       -   гипертрофированное  развитие  института чрезвычайного   или   осадного    положения;

       - важная роль армии в политической жизни;

       - преобладание насильственных  методов  достижения  власти  (прежде  всего    поста президента);

       - почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.

             Одной из основных отличительных  особенностей этой формы  правления   по сравнению с США явилась и значительно большая концентрация  власти  в  руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти.

             Уже тогда, в XIX  веке,  сложилась   система,  когда  ключевым  органом государственного механизма стал  президент,  которого  конституции  наделяли широчайшими полномочиями.

             Соединяя  в  своих   руках   функции   главы   государства   и   главы правительства, свободного от парламентской ответственности,  президент,  как правило, являлся также  главнокомандующим  вооруженными  силами  республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или  осадное положение превращало его,  по  словам  известного  мексиканского  юриста  Д.Косио Вильегаса, в “судью  последней  инстанции  и  верховного  арбитра  при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют”.

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом

Схема 2.

               ┌────────────────────────────────┐

               │            ЭЛЕМЕНТЫ            │

               │       ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА        │

               └────────────────┬───────────────┘

                                │

                                │

        ┌───────────────────────┼──────────────────────┐

┌───────┴────────┐     ┌────────┴───────┐     ┌────────┴────────┐

│     Форма      │     │     Форма      │     │  Политический   │

│государственного│     │государственного│     │(государственный)│

│    правления   │     │   устройства   │     │      режим      │

└────────────────┘     └────────────────┘     └─────────────────┘ 

    Элементами  формы государства являются (см. схема 2):

    1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

    2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

    3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

       Таким образом, форма государства - это  его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

       Рассмотренные  три  стороны  формы  государства  (форма правления, форма государственного устройства, политический  режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они  обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены  в  их   признаках. В зависимости от конкретно-исторических  условий развития классовая борьба может развертываться  вокруг  той  или  иной  стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру,  истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против  монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы  такая  борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании,  в  ряде  стран  Арабского Востока. В определенных случаях на  первый  план  внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.

       Таким образом, взятые в единстве  три  организации  государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления  его  содержания  и всех граней  устройства  и  организации  этого  содержания.  Однако  и  в различных конкретных условиях главное  значение  для  характеристики  формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой.

Информация о работе Формы правления