Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:01, реферат
Государство – особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан страны в отношениях на международной арене. Включает в себя отрасли государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Введение……………………………………………………………………3
1. Основные формы правления……………………………………………5
1.1. Монархия…………………………………………………………...6
1.1.1. Абсолютная…………………………………………………6
1.1.2. Конституционная…………………………………………..8
1.2. Республика………………………………………………………..11
1.2.1. Президентская……………………………………………..12
1.2.2. Парламентарная…………………………………………...14
1.2.3. Смешанная………………………………………………....16
2. Нетипичные формы правления……………………………………....18
2.1. “Республиканская монархия”……………………………………20
2.2. “Монархическая республика”……………………………………21
2.3. “Суперпрезидентские республики Латинской Америки”……..22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Юридический
факультет
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По предмету: Теория государства и права
На тему: Формы правления
Студента курса
Заочной формы обучения
Юридического факультета, группа
ФИО:
А.А. Жевлаков
Преподаватель:
Оценка
Подпись преподавателя __________
Дата
проверки « »_________ 2009 г.
Киров 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные формы правления……………………………………………5
1.1.
Монархия…………………………………………………………
1.1.1. Абсолютная…………………………………………………6
1.1.2.
Конституционная………………………………………
1.2.
Республика……………………………………………………
1.2.1.
Президентская……………………………………………
1.2.2.
Парламентарная…………………………………………
1.2.3.
Смешанная………………………………………………...
2. Нетипичные формы правления……………………………………....18
2.1. “Республиканская монархия”……………………………………20
2.2. “Монархическая республика”……………………………………21
2.3. “Суперпрезидентские республики Латинской Америки”……..22
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Государство – особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан страны в отношениях на международной арене. Включает в себя отрасли государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Человечество не могло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев, традиций и привычек в условиях усложнения социально-экономической жизни было недостаточно. Необходима более оперативная, действенная, мобильная сила – сила принуждения, вооруженного воздействия.
Понятие
формы государства относится
к важнейшим его
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
В данной работе хотелось бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали до него.
Разнообразие этих форм зависит от многих факторов. Большое влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий, как, например, во время и после буржуазных революций в Европе и Америке: молодая, прогрессивная буржуазия, возглавлявшая широкие слои населения, добилась ограничения власти монарха, ликвидации абсолютизма, установления дуалистической или парламентарной монархии, а иногда и республики (например, в США). Вслед за США президентские республики утвердились в странах Латинской Америки. Наконец, повышение роли парламента в ряде стран Европы и Азии привело к возникновению парламентарной республики. После крушения тоталитарных режимов с начала 90-х годов такой процесс развивается во многих странах Африки.
В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало, чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканские черты. Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация - на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики, всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер, кроме этого существуют и “гибридные” формы правления, которые тоже следует упомянуть при раскрытии данной проблемы.
Таким образом, целью данной работы является анализ форм правления государства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1) дать определение понятия «формы правления»; 2) выявить и охарактеризовать основные и нетипичные формы правления; 3) раскрыть основные их особенности.
Под формой правления понимают способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.
Форма
правления исторически
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Таким
образом, в рамках данного понятия
выделяют монархическую
и республиканскую форму правления.
1.1.
Монархия
Монархия – это форма единоличного правления, при которой власть передаётся по наследству. Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует.
Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В Средние века она стала основной формой государственного правления. Из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, но чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх. Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях монарха, в зависимости от того, каковы они, различают монархические формы правления. Монархии бывают абсолютными, когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена, и конституционными.
Юридическими признаками монархии являются:
1)
Существование единоличного
2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.
3)
Осуществление монархом
4)
Отсутствие юридической
1.1.1. Абсолютная монархия
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Она типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального.
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами.
Возникновение
абсолютизма связано с
Одной из разновидностей абсолютной монархии является теократическая монархия. Теократия (от греческого theos – бог , kratos – власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
Однако абсолютные монархии, зародившиеся
в рабовладельческих обществах,
1.1.2. Конституционная монархия
Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламент выражал интересы “третьего сословия”. Ограниченная власть монарха фиксировалась в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия имела две разновидности: дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит, в принципе, парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 г. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.