Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 04:19, контрольная работа
Она разделена на три основных и главных вопроса:
1) методы и результаты управления экономикой в период «военного коммунизма»;
2) управленческая модель нэпа, ее противоречия и результаты;
3) причины отказа от нэпа и перехода к форсированному строительству социалистической экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. Методы и результат управления экономикой в период «военного коммунизма»……………………………………………………………………..5
2. Управленческая модель нэпа, ее противоречия и результаты……………..6
2.1 Промышленность…………………………………………………………….7
2.2 Торговля……………………………………………………………………...7
2.3 Финансы……………………………………………………………………...8
2.4 Сельское хозяйство………………………………………………………….9
2.5 Результаты нэпа……………………………………………………………...10
3. Причины отказа от нэпа и перехода к форсированному строительству социалистической экономики……………………………………………………12
3.1 Промышленность……………………………………………………………..15
3.2 Сельское хозяйство…………………………………………………………..15
3.3 Принудительный труд………………………………………………………..17
3.4 Экономическая политика правительства……………………………………17
3.5 Социальная политика…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
Ситуация на селе стабилизируется в середине 30-х гг. В деревне внедряется директивное планирование. С 1930г. разрабатываются государственные посевные планы, с 1932г. – планы тракторных работ машинно-тракторных станций, с 1935г. – государственные планы развития животноводства, включавшие государственные плановые задания по росту поголовья скота в обобществленном секторе, покупке и контрактации скота у колхозников, расширению кормовой базы.
Была
создана целостная система
-
имеющие силу закона
-государственные закупки сельскохозяйственной продукции по номинальным ценам,
-многочисленные налоги,
-организованный
набор по договорам рабочей
силы промышленными
-лишение крестьян паспортов,
-прямое
вмешательство партийно-
-обеспечение
«спецконтингентом» и
Принудительный труд.
В 30-е годы растут масштабы применения принудительного труда. В 1930г. организованно Управление лагерями ОГПУ.
На 1 мая 1930г. в ведении НКВД РСФСР находилось279 исправительно-трудовых учреждений с 171251 заключенными, в лагерях ОГПУ – около 100 тыс.
Кроме
того, в январе 1932г. в спецпоселках находилось
1,4 млн. бывших «кулаков» и членов их семей.
Экономическая политика правительства.
В чрезвычайных условиях конца 20-30-х гг. в советской модели индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта все более сложных промышленных изделий, а на развитие самых передовых в ту эпоху отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроении. Они являлись материальной основой формировавшегося современного военно-промышленного комплекса и одновременно «индустриализирующей промышленностью» - передаточным механизмом индустриальной технологии в другие секторы производственной деятельности. В условиях нехватки капиталов этот курс сопровождался сверхцентрализацией экономической жизни, централизованным перераспределением ресурсов в интересах приоритетных отраслей, что позволило, сравнительно с дореволюционным временем, 2-3 раза увеличить темпы роста.
В конце 1930-х гг. Советский Союз стал одной из четырех индустриально развитых стран мира, способных производить самостоятельно любые виды самой сложной промышленной продукции.
Развитие
сельскохозяйственного
Социальная политика.
В 30-е годы советское общество стало социально однородным – подавляющая часть населения работала в обобществленном секторе: в 1928г. рабочие, колхозники, служащие, кооперированные кустари составляли 20,5, в 1937г. – 94,5%; буржуазия, помещики. Торговцы, кулаки – соответственно 4,6 и 0%, крестьяне - единоличники и некооперативные кустари – 74,9 и 5,5%.
Были достигнуты значительные успехи в области ряда социальных гарантий, здравоохранения, просвещения. В 1931 г. полностью ликвидирована безработица.
В 1913г. один врач приходился в среднем на 5700 человек населения, одна больничная койка – на 760; в 1924 – 488 и 700; в 1940 – 1200 и 250.
В 1926г. 43% людей в возрасте 9 – 49 лет и большинство людей старших возрастов были не грамотны. В январе 1939 г. процент грамотного населения в возрасте свыше 9 лет достиг 81.ю2%.
В 1914г. насчитывалось 106 тыс. школ; в 1927г. – 119 тыс.; в 1940г. – 192 тыс.
В 1914г. в школах работало 231 тыс., в 1927г. – 347 тыс., в 1940г. – 1216 тыс. учителей.
В 1914г. имелось 400 вузов и техникумов; в 1927г. 1200; в 1940г. – около 4600.
К исходу первой пятилетки Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся, темпам и объему подготовки специалистов.
Впечатляющий рост тяжелой промышленности, распространение вширь элементов культуры. Здравоохранения осуществлялись на основе и за счет стагнации уровня материального благосостояния народа, так и не достигшего показателя 1913г.
Потребление
некоторых продуктов питания (на
душу населения в год, кг.):
Продукты питания | 1913 | 1940* |
Мясо и сало | 29 | 15-20 |
Молоко и молочные продукты | 154 | 90-140 |
Сахар | 8 | 5-15 |
Картофель | 114 | 80-140 |
Хлебные продукты | 200 | 200-210 |
*Примерная
оценка для обследуемых ЦСУ
семей рабочих и служащих
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После перехода к форсированному строительству социалистической экономики, государство добилось определенных успехов. В строй ступило около 6 тыс. крупных предприятий (600-700 ежегодно); страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на второе место в мире после США.
Наблюдается значительное падение уровня жизни в первую пятилетку и постепенный рост в последующие годы.
Основные
капиталовложения направляются в машиностроение,
добывающую, химическую промышленность,
производство электроэнергии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1. История России и мира в XX веке: Учебник / Н. В. Загладин – М.: «Русское слово», 2003. – с. 112, с. 144, с. 151.
2. История России: Учебник / М. Н. Зуев – М.: «Приор»,2003 – с. 335
3. История России XX век / А. А. Данилов – М.: «Просвещение», 2002 – с. 366
4.
История Отечества / Л. Н. Жарова, И. А. Мишина
– СПб.: СМИО Пресс, 2003. - 416 с.
Информация о работе Форсированные модели управления экономикой в первые годы советской власти