Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 00:08, курсовая работа
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
•раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
•раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
•выделение формальных признаков функций государства;
•характеристика различных классификаций функций государства, спорных и новейших критериев классификации; отношение современных ученых к общепризнанным в советское время критериям классификации;
•проследить эволюцию функций советского государства, а затем проанализировать предложения современных ученых о выделении новых функций, характерных для России;
•кратко рассмотреть взгляды зарубежной юридической науки, на понятие, сущность и классификацию функций государства.
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 12
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 12
РАЗДЕЛ II. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА. 15
ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ. 15
ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35
Бесспорно,
что в условиях рыночной экономики
сфера регулирования
Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции».30
Охрана
интересов человека и его прав скорее
является не функцией, а целью государства,
причем любого, уважающего своих граждан.
Но если даже считать таковую цель полноправной
функцией, то ее осуществление невозможно
без осуществление всех иных функций государства,
что само по себе ставит под вопрос главенство
и автономность рассматриваемой функции.
Опять-же, во время «Великой депрессии»
США все свои силы направляли на развитие
экономики, признавая именно за этим возможность
сохранить «американский образ жизни»,
права своих граждан-недавних эмигрантов
на достойную жизнь.
К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Действительно,
деятельность государства по осуществлению
своих функций облекается в правовые
формы:
А
значит и функции государства
подразделяются на законодательные, управленческие
и судебные, что в принципе отражает
механизм реализации государственной
власти. Такого мнения придерживается,
в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.31
А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную.
Специально следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.
Специфика
этой функции заключается в способах
невоздействия на общество: целенаправленная
информированность населения, а
подчас манипулирование общественным
сознанием, другие способы передачи
информации создают необходимые
условия для существования и функционирования
других ветвей власти, всего государства.32
Однако,
не у всех ученых-юристов такая
классификация вызывает признание.
Многие считают, что это собственно
не функции государства, а функции
осуществления государственной
власти или ветвей власти. То есть, происходит
смешение функций государства и государственной
власти.
Классификация
функций государства приводится
также на основании
территориального масштаба, в пределах
которого они реализуются. В федеративном
государстве – это функция федерации
в целом и субъектов федерации. В унитарном
государстве – это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь в административно-
Западные теоретики – приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что современному государству свойственны следующие функции:
в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости;
в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее планирования;
в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан.34
Наиболее
распространена классификация функций
государства на внутренние и внешние,
то есть на определение деятельности
государства по отношению к обществу,
особой организации которого и является
государство, и по отношению к другим государствам.
Анализируя
различную юридическую
Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:
Внешние функции:
Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:
Внешние функции:
Что
характерно, все авторы классификаций
в целом отмечают, что объектом
воздействия функций
Далее
в курсовой работе за основу взята
классификация внутренних и внешних
функций государства, предложенная
А.Ф.Черданцевым.37
В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.
Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?
Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.38
А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Особую
проблемы представляет решение вопроса
о централизации и
К
внутренним функциям государства относятся:
Охрана
господствующего способа
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.
В
периоды экономических
Эта
функция сопряжена с
Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.
Информация о работе Функции государства понятие и классификация