Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание

Функции государства -- это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от очередности задач, встающих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача -- это то, что требует решения, а функция -- вид деятельности, направленной на такое решение.

Содержание

Введение
1 Понятие и классификация функций государства
1.1 Признаки функций государства
1.2 Эволюция и классификация функций государства
2 Внутренние функции государства
3 Внешние функции государства
4 Формы осуществления функций государства
Заключение
Список используемых источников
Введение

Работа состоит из  1 файл

Функции.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Социальная функция  многообразна по видам и объему государственной  деятельности. Главное ее назначение -- устранить или смягчить возможную  социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между  богатством и бедностью, развивать  здравоохранение, образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что если государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести. Рассматриваемая функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, социальную защищенность. 

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-правовое регулирование нацелено на достижение экономической стабильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реализует функцию обеспечения высокого уровня жизни населения и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан. 

В развитых странах  социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права -- социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). 

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государством создаются и финансируются соответствующие органы и учреждения. 

Функция обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Охрана правопорядка -- функция, присущая любому государству  во все исторические периоды его  развития. Правопорядок -- необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство общества, его объективная необходимость. Не случайно многие ученые само понятие и основное назначение государства связывали с правопорядком. Правопорядок есть итоговое состояние урегулированности, упорядоченности отношений в обществе. Его единичным актом является правомерное поведение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение (правонарушение). Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальному правопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественной безопасности. Другими словами, если все субъекты права будут вести себя правомерно, то все окажутся в безопасности. Реальный же правопорядок изменчив. Его состояние зависит от многочисленных и разнообразных факторов. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка. 

Экологическая функция  или функция охраны природы и  рационального использования природных  ресурсов. В конце XX -- начале XXI в. все мыслящие люди на планете отмечают факт обострения экологических проблем. В больших масштабах загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов -- «легких Земли» -- создают реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция приобрела исключительное значение не только в отдельных странах, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения планеты, сохранения человечества. 

Если каждое современное  государство не будет поддерживать условия экологически безопасного  существования людей на собственной  территории, не станет взаимодействовать  с другими государствами в  области сохранения общепланетарной сферы обитания человечества, то в ближайшее время неминуем мировой экоцид, умерщвление природы. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. 

Охрана природы  и окружающей среды -- не только важная функция государства, но и первостепенная проблема мировой общественности. Буддийская методология, к примеру, не без основания считает, что загрязнение окружающей среды является следствием загрязнения человеческого сознания, но люди не видят этого загрязнения, ибо оно скрыто от глаз. Пока не произойдет «очищение» сознания, человечество не сможет решить экологической проблемы в целом. 

Названная проблема осложняется  тем, что удовлетворение растущих потребностей человека связано с растущим потреблением природных ресурсов. Разрушение окружающей среды есть проявление этой патологической тенденции эгоцентрированного сознания человека, это неизбежный результат идеологии «общества потребления». Чтобы разрешить мировую экологическую проблему, необходимо преодолеть эгоизм человеческого рода по отношению к природе. 

Научно-технические  достижения XX в. предопределили появление  у многих государств мира новой функции -- стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его  вредных последствий. Данная функция  имеет двоякое проявление. 

С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это  вызвано тем, что современные  масштабы научных исследований и  экспериментальных работ чрезвычайно  велики и постоянно растут. Поэтому  государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии. 

С другой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные  последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий -- одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их создания, повсеместного и широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня экологическая функция и по этой причине приобретает новые черты, выходит на иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, ответственности, применения предупредительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений. 

К появлению новой  информационной функции государства  подталкивает быстро развивающаяся  информатизация общества, создание баз данных, всемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства. 

Информационная функция  имеет свой объект воздействия, содержание, способы и структуры обеспечения. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства. 

3 Внешние функции  государства 
 

К внешним функциям государства относятся: оборона  страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с  другими государствами в решении  глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка. 

Функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных  границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств или их объединений. С учетом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникнет угроза безопасности России. 

Функция интеграции в  мировую экономику, взаимовыгодного  экономического сотрудничества. Интернационализация  мировой экономики, формирование мирового рынка, переплетение экономических интересов, появление транснациональных компаний, другие экономические факторы обусловили появление этой функции. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и партнерству проходит большинство государств современного мира. Функция интеграции выражается в создании различных объединений государств для решения общих вопросов в совместной политической, экономической и иной деятельности. Некоторые объединения государств приобретают черты надгосударственной организации, элементы федерализма. 

Функция обеспечения  мира. Миролюбивые демократические  государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключений локальных и мировых  войн, разрешении международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами. Они заботятся об укреплении миротворческих позиций ООН, ее важнейшего в этом отношении органа -- Совета Безопасности. Для обеспечения международной безопасности создаются миротворческие вооруженные силы, мировое сообщество направляет своих посредников для разрешения конфликтов и др. Сегодня особую остроту приобрела проблема исключения самой возможности использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранения опасности бесконтрольного использования ядерных, химических технологий. 

Функция сотрудничества с другими государствами в  решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка. Названная функция является, пожалуй, самой динамичной и многообразной  по направленности: количество глобальных (мировых) проблем не сокращается, а увеличивается, актуализируются задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия в их решении всех государств мира. 

К числу таких проблем, несомненно, относится заинтересованность мирового сообщества в активном сотрудничестве государств мира по предотвращению надвигающейся  мировой экологической катастрофы. 

Для этих целей целесообразно  создавать независимые международные  органы для мониторинга экологической  ситуации в мире и отдельных его  частях, устанавливать международный  контроль и международные санкции  в отношении государств, плохо  выполняющих экологическую функцию на своей территории. 

В последние десятилетия  в борьбу за защиту природы и окружающей среды активно включилась мировая  общественность. В ФРГ, Франции, Голландии, например, растет авторитет и влияние  движения «зеленых». С радикальных позиций решения глобальных экологических проблем выступает философско-религиозное буддийское направление мысли. 

В мире растет озабоченность  в сохранении и рациональном использовании  сырьевых и энергетических ресурсов, лесов. Без широкого и взаимовыгодного сотрудничества государств тут тоже не обойтись. 

В наше время наибольшая угроза мировому порядку исходит  от международного терроризма. Чудовищные по своим разрушительным последствиям преступления террористов сотрясают  весь мир и требуют адекватных совместных, скоординированных действий государств мирового сообщества. Обеспечение мирового правопорядка предполагает наступательную борьбу с международной, особенно организованной преступностью -- контрабандой, наркобизнесом и др. В этом направлении государству тоже трудно функционировать в одиночку, требуется межгосударственное объединение усилий. 

Обеспечение мирового порядка предполагает участие мирового сообщества в решении межнациональных  конфликтов, которые обычно сопровождаются нарушениями прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. 

Следовательно, развивающееся  сотрудничество государств мира в решении  глобальных проблем современности  обусловлено ростом взаимозависимости  всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении. 

4 Формы осуществления  функций государства 
 

Государство выполняет  свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы. Под формами  осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выполнению функций государства. Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства. 

В правовых (основных) формах отражается связь права и  государства, обязанность последнего действовать на основе норм права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия совершают. Обычно выделяют ряд правовых форм осуществления функций государства -- правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную, правосудие и контроль. 

Правотворческая деятельность -- это подготовка и издание законов  и других нормативно-правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функций государства. 

Правоисполнительная деятельность -- это деятельность государства, направленная на исполнение законов  и других нормативно-правовых актов  государства. От эффективности правоисполнительной  деятельности во многом зависит, будут ли законы и другие нормативно-правовые акты реализованы (претворены в жизнь) или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительные органы), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по решению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие правовые акты, контролируют их исполнение и др. 

Правоохранительная  деятельность -- властная оперативная  и правоприменительная работа государственных  органов и должностных лиц  по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, разрешению юридических дел, привлечению к юридической ответственности и др. 

Информация о работе Функции государства