Государственная политика РФ в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:25, реферат

Описание

Целью реферативной работы является :Изучить государственную политику Российской Федирации в области культуры.
Для достижение указанной цели требует решение следующих задач:
Рассмотреть управление в сфере культуры через государственную и муниципальную политику.
Описать организацию управления и финансирование культуры в муниципальном образовании.
Проанализировать организацию сферы досуга в муниципальном образовании.
Ознакомиться с муниципальными органами культуры.
Рассмотреть формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правового регулирования.

Работа состоит из  1 файл

госполит.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

     Многие  сферы массовой культуры и досуга самоокупаемы, а некоторые (например, организация концертов популярных артистов, казино и др.) служат источниками  пополнения доходов местных бюджетов.

     Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурной и досуговой деятельности на территории муниципального образования.

     2. Муниципальные органы  культуры

     Для осуществления функций регулирования  и поддержки культуры и искусства  и организации сферы досуга в  администрации муниципального образования  может создаваться структурное подразделение по вопросам культуры с правами юридического лица. При этом подразделении могут формироваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, советы директоров, объединенные методические советы учреждений культуры, советы по кино, другие совещательные органы.

     Функции муниципального органа управления культурой:

     - методическая и финансовая помощь учреждениям культуры;

     - координация культурно-просветительской работы организаций и учреждений;

     -проведение  общественных мероприятий (смотры, фестивали, выставки и др.);

     -учет, охрана, содержание и реставрация  памятников истории и культуры  местного значения, заповедных мест;

     -контроль  за использованием средств культурных  фондов муниципальных предприятий и учреждений, принятие в необходимых случаях мер по их централизации;

     -контроль  за содержательной и финансово-хозяйственной  деятельностью учреждений культуры  и досуга;

     -выдача  лицензий на ведение коммерческой  деятельности в сфере культуры  и досуга на территории;

     - организация обустройства мест массового отдыха, культурного обслуживания этих мест;

     - взаимодействие с творческими союзами и общественными организациями в сфере культуры;

     - поддержка народных промыслов и обрядов;

     - разработка предложений по строительству, реконструкции и ремонту зданий

     подведомственных  организаций, контроль за выполнением  работ.

     3. Формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правовое регулирование

     Официальный статус учреждений культуры определялся новой Конституцией РФ 1993 года. Согласно ст.44 каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Гражданам вменялось в обязанность забота о сохранении культурного наследия.

     До  принятия Конституции был принят ряд законопроектов, имеющих важное значение для российской культуры. К их числу можно отнести «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в октябре 1992 года. Впервые в отечественной законодательной практике в этом документе формулируется понятие государственной культурной политики (политики государств в области культурного развития) как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также как сама деятельность государства в области культуры. Предусматривалось, что законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов Федерации и правовые акты органов местного самоуправления по вопросам культуры не должны противоречить «Основам законодательства Российской Федерации о культуре». В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации и правовых актов органов местного самоуправления по вопросам культуры «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» действуют нормы, исключающие противоречия. Данный законопроект, по мнению исследователей, явился в большей степени декларацией намерений, чем реально действующим механизмом, но, тем не менее, его содержание принципиально отличалось от советского законодательства. Согласно «Основам законодательства», государство брало на себя обязательства регулировать культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

     Как видим, государственное регулирование  должно было охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.

     В «Основах законодательства РФ о культуре» определялись обязанности государства в сфере культуры, связанные с обеспечением общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан; поощрением деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию; предоставлением налоговых и других льгот, способствующих развитию культуры и ее материально-технической базы; осуществлением бюджетного финансирования организаций культуры; обеспечением свободы и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности; устранением какой-либо монополии в сфере культуры; осуществлением протекционизма по отношению к юным талантам, творческой молодежи, а также по отношению к национальным культуре и искусству; выявлением, учетом, изучением, реставрацией и охраной памятников истории и культуры.

     Впервые в России на законодательном уровне была ограничена степень вмешательства  государства в культурную сферу, в первую очередь в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры. Кроме того государству, как и другим организациям, запрещалось заниматься пропагандой войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, а также распространением порнографии.

     Закон указывал на обязательность учета культурных аспектов во всех государственных программах, поскольку культуре отводилась основополагающая роль в процессе развития и самореализации личности. Признавалась и необходимость  повышения общего культурного уровня граждан. В «Основах» большое внимание уделено национальной культуре. Третий раздел «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры» содержит ст.20 «Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей», ст.21 «Право на культурно-национальную автономию», ст.22 «Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей», ст.23 «Культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации», ст.24. «Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации». В ст. 10 формулируется право на творчество: «Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства».

     Еще до «Основ законодательства РФ о культуре»  было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям», согласно которому для творческих союзов сохранялись все виды налоговых льгот. Однако эти решения не могли возместить отсутствие законодательных актов, регулирующих государственные и общественные отношения в области культуры. Тем не менее, принятые в первые годы становления РФ документы «О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР», «Положение о театре в РСФСР», «Положение о принципах государственного финансирования государственных и муниципальных театров в РСФСР» имели принципиальное значение не только для театров, но и для других сфер художественного творчества. В них было законодательно закреплено положение о том, что именно государство является гарантом развития театрального искусства, что государственная поддержка театров является одним из важнейших социально-экономических обязательств государства. Знаком принципиального изменения государственной политики в области культуры можно считать наделение театра всеми правами, обеспечивающими свободу творческой деятельности, независимость в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решения о публичном исполнении спектакля, публикации рекламных материалов, а также предоставление театрам права самостоятельно формировать свою экономическую программу, определять порядок реализации билетов, других услуг и продукции.

     Позднее, 22 апреля 1992 г. принимается постановление  Правительства РФ «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ». Однако, как показал анализ, конкретных мер по созданию таких условий в нем не было, это была скорее декларация о намерениях, обязывающая министерства и ведомства разработать и представить Правительству РФ предложения по облегчению налогового бремени деятелей и организаций культуры и искусства, кинематографии и архивной службы, творческих союзов, а также юридических лиц, направляющих свои средства на поддержание культуры. Некоторые из этих поручений в последующие годы были выполнены, другие положительного решения не получили.

     Основы  региональной культурной политики получили отражение в федеральных и  местных законах: «О национально-культурной автономии», «О национальных меньшинствах», «О национально-культурных объединениях», «О статусе национальных советов, районов, округов, поселений и о национальном районе, уезде, поселке, сельском поселении», «О местном самоуправлении», «Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе малочисленных коренных (аборигенных) народов России», «О развитии этнических культур и языков» Они определяли правовые основы национально-культурной автономии, взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей, форм национально-культурного развития, а также дифференцированный подход к развитию культуры типологически различных народов и этнических групп, ориентирующийся на существующие в этой сфере международно-правовые нормы.

     Наделение национально-культурных автономий  правом создавать негосударственные  учреждения национальной культуры, организовывать творческие союзы, проводить массовые мероприятия в области национальной культуры, учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами, издавать литературу на национальных (родных) и иных языках и т. д. создавали реальные предпосылки сохранения и развития национальной культуры всем этническим общностям. Определялись соответствующие обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

     Границы культурных регионов, национальных культур, как правило, не совпадают с административно-территориальным  делением, хозяйственным и экономическим  районированием. Поэтому межрегиональные связи – важнейшее направление культурной политики, противостоящее центробежным тенденциям.

Информация о работе Государственная политика РФ в области культуры