Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:25, реферат
Целью реферативной работы является :Изучить государственную политику Российской Федирации в области культуры.
Для достижение указанной цели требует решение следующих задач:
Рассмотреть управление в сфере культуры через государственную и муниципальную политику.
Описать организацию управления и финансирование культуры в муниципальном образовании.
Проанализировать организацию сферы досуга в муниципальном образовании.
Ознакомиться с муниципальными органами культуры.
Рассмотреть формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правового регулирования.
Многие
сферы массовой культуры и досуга
самоокупаемы, а некоторые (например,
организация концертов
Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурной и досуговой деятельности на территории муниципального образования.
2. Муниципальные органы культуры
Для
осуществления функций
Функции муниципального органа управления культурой:
- методическая и финансовая помощь учреждениям культуры;
- координация культурно-просветительской работы организаций и учреждений;
-проведение
общественных мероприятий (
-учет, охрана, содержание и реставрация памятников истории и культуры местного значения, заповедных мест;
-контроль
за использованием средств
-контроль
за содержательной и финансово-
-выдача
лицензий на ведение
- организация обустройства мест массового отдыха, культурного обслуживания этих мест;
- взаимодействие с творческими союзами и общественными организациями в сфере культуры;
- поддержка народных промыслов и обрядов;
- разработка предложений по строительству, реконструкции и ремонту зданий
подведомственных организаций, контроль за выполнением работ.
3. Формирование государственной политики в сфере культуры и ее государственно-правовое регулирование
Официальный статус учреждений культуры определялся новой Конституцией РФ 1993 года. Согласно ст.44 каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Гражданам вменялось в обязанность забота о сохранении культурного наследия.
До принятия Конституции был принят ряд законопроектов, имеющих важное значение для российской культуры. К их числу можно отнести «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в октябре 1992 года. Впервые в отечественной законодательной практике в этом документе формулируется понятие государственной культурной политики (политики государств в области культурного развития) как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также как сама деятельность государства в области культуры. Предусматривалось, что законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов Федерации и правовые акты органов местного самоуправления по вопросам культуры не должны противоречить «Основам законодательства Российской Федерации о культуре». В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации и правовых актов органов местного самоуправления по вопросам культуры «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» действуют нормы, исключающие противоречия. Данный законопроект, по мнению исследователей, явился в большей степени декларацией намерений, чем реально действующим механизмом, но, тем не менее, его содержание принципиально отличалось от советского законодательства. Согласно «Основам законодательства», государство брало на себя обязательства регулировать культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Как видим, государственное регулирование должно было охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.
В «Основах законодательства РФ о культуре» определялись обязанности государства в сфере культуры, связанные с обеспечением общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан; поощрением деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию; предоставлением налоговых и других льгот, способствующих развитию культуры и ее материально-технической базы; осуществлением бюджетного финансирования организаций культуры; обеспечением свободы и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности; устранением какой-либо монополии в сфере культуры; осуществлением протекционизма по отношению к юным талантам, творческой молодежи, а также по отношению к национальным культуре и искусству; выявлением, учетом, изучением, реставрацией и охраной памятников истории и культуры.
Впервые
в России на законодательном уровне
была ограничена степень вмешательства
государства в культурную сферу,
в первую очередь в творческую
деятельность граждан и их объединений,
государственных и
Закон указывал на обязательность учета культурных аспектов во всех государственных программах, поскольку культуре отводилась основополагающая роль в процессе развития и самореализации личности. Признавалась и необходимость повышения общего культурного уровня граждан. В «Основах» большое внимание уделено национальной культуре. Третий раздел «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры» содержит ст.20 «Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей», ст.21 «Право на культурно-национальную автономию», ст.22 «Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей», ст.23 «Культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации», ст.24. «Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации». В ст. 10 формулируется право на творчество: «Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства».
Еще
до «Основ законодательства РФ о культуре»
было принято постановление
Позднее, 22 апреля 1992 г. принимается постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ». Однако, как показал анализ, конкретных мер по созданию таких условий в нем не было, это была скорее декларация о намерениях, обязывающая министерства и ведомства разработать и представить Правительству РФ предложения по облегчению налогового бремени деятелей и организаций культуры и искусства, кинематографии и архивной службы, творческих союзов, а также юридических лиц, направляющих свои средства на поддержание культуры. Некоторые из этих поручений в последующие годы были выполнены, другие положительного решения не получили.
Основы региональной культурной политики получили отражение в федеральных и местных законах: «О национально-культурной автономии», «О национальных меньшинствах», «О национально-культурных объединениях», «О статусе национальных советов, районов, округов, поселений и о национальном районе, уезде, поселке, сельском поселении», «О местном самоуправлении», «Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе малочисленных коренных (аборигенных) народов России», «О развитии этнических культур и языков» Они определяли правовые основы национально-культурной автономии, взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей, форм национально-культурного развития, а также дифференцированный подход к развитию культуры типологически различных народов и этнических групп, ориентирующийся на существующие в этой сфере международно-правовые нормы.
Наделение
национально-культурных автономий
правом создавать негосударственные
учреждения национальной культуры, организовывать
творческие союзы, проводить массовые
мероприятия в области
Границы
культурных регионов, национальных культур,
как правило, не совпадают с административно-
Информация о работе Государственная политика РФ в области культуры