Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа
Власть - это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем- нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия.
Введение
1. Понятие и признаки государственной власти, как особой разновидности социальной власти
2. Формы и методы осуществления государственной власти
3. Легитимность и легальность власти
4. Единство и разделение властей
Заключение
Список литературы
В статье 10 Конституции
Российской Федерации установлено:
"Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны."
Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.
Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.
Единую государственную
власть осуществляет государственный
аппарат, который представляет собой
систему государственных органов. В рамках
этой системы различаются три подсистемы
(относительно самостоятельные и взаимодействующие),
образующие законодательную, исполнительную
и судебные ветви аппарата государственной
власти как целого. В основе такого разделения
труда лежит функциональная дифференцированность
государственной власти. Обычно эту функциональную
дифференцированность объясняют как разделение
труда по государственному управлению.
Имеется в виду, что государственная власть
функционально предназначена для законотворчества,
исполнения законов (принуждения к соблюдению
законов) и правосудия.
Рациональная организация и разделение
труда по государственному управлению
порождают государственные органы, обладающие
разной компетенцией: есть органы, которые
устанавливают общеобязательные нормы,
органы, которые управляют в соответствии
с этими нормами, и органы, которые в соответствии
с этими нормами решают споры о праве.
Концепция единой
государственной власти, отрицающей
разделение властей характерна для
диктаторских режимов Нового времени,
особенно для тоталитарных диктатур XX
в. По этой идеологии власть принадлежит
одному коллективному субъекту - нации,
народу, политически господствующему
классу,
“трудящимся” и т.п., и этот субъект ее
ни с кем не делит (социальное единство
власти). От имени этого народа власть
осуществляется иерархической системой
органов, в рамках которой может быть только
разделение труда, но не разграничение
компетенции (организационное единство
власти). Имеется в виду, что в единой иерархической
системе есть высший властный орган, получающий
свои полномочия как бы непосредственно
от народа, а все остальные органы получают
свои полномочия от этого высшего органа,
подотчетны ему и подконтрольны.
Разновидностью такой идеологии являлась концепция системы Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции “органами управления государственной власти” являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы, создаваемые “Советской властью”, не считаются органами государственной власти” и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.
Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что существует некая “власть народа”, которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:
- как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти;
- как аппарат
государственной власти, совокупность
властных органов и
- как систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исследование природы государственной власти показало, что государственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений.
Успешное строительство экономически развитого федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.
Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.
Среди важные предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:
- повышение эффективности законодательного процесса;
- усиление результативности в реализации принятых законов;
- повышение взаимодействия между различными ветвями власти;
- совершенствование
законодательной техники и
- всестороннее
расширение связей между
-дальнейшее
развитие и обновление всей
законодательной базы
Российского государства и общества.
В заключение хотелось
бы выразить надежду о том, что
законодательные и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.:
Издательство НОРМА, 2001.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А.
Исаева, М.: Юрист. 1994.
4. Л. Спиридонов. Теория государства и права. Учебник для Вузов. М.:
Феникс, 1998
5. Пикулькин
Система государственного
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. - М. - Юристъ, 1999
6. А.А. Дегтярев.
Политическая власть как
7. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория» Государство и право, 2001, №3
8. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение.
1996, №2.
9. Громыко Ю.Б. Легитимность и власть // Российское аналитическое обозрение. 1996, №2.
Законодательные акты
1. Конституция РФ. 1993 г. - М.: Теис, 1996 г.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе РФ” // “Российская газета”. 6.01.1997. № 3.
Постановление
Конституционного Суда РФ от 30 апреля
1996 г. № 11-П //
Собрание законодательства РФ. 1966. № 19.
Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти