Государственная власть: понятие и общие черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:17, реферат

Описание

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей.

Работа состоит из  1 файл

Государственная власть.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)

Государственная власть: понятие и общие черты 

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся  в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев). 

По нашему мнению, под социальной властью можно  понимать присущее всякой общности людей  отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. 

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни. 

Власть придает  обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это  системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. 

Необходимость социальной власти в коллективах  проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин). 

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В  литературе по-разному понимается соотношение  категорий "государственная власть" и "политическая власть". 

Согласно одной  точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими  звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8). 

Вместе с тем  если государственная власть выступает  от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части  или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной. 

Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная  власть", так как политическая власть исходит от государства и  реализуется не иначе как при  его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр. 

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. 

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с  руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями (Г.Н. Манов). 

Государственная власть: 

1) распространяется  на все общество (это единственная  власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной); 

2) носит публично-политический  характер (призвана выполнять общественные  функции, решать общие дела, упорядочивать  процесс удовлетворения различного  рода интересов); 

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей); 

4) осуществляется  специальными лицами (чиновниками,  политиками и т.п.); 

5) устанавливает  систему налогов; 

6) организует население по территориальному признаку; 

7) характеризуется  легитимностью и легальностью. 

Легитимность  и легальность власти - понятия  не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что  выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом. 

Во все времена  предметом постоянной озабоченности  правящих элит является легитимация  своей власти и политики, т.е. обеспечение  их признания и одобрения со стороны  подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п. 

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.

Информация о работе Государственная власть: понятие и общие черты