Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:17, реферат
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей.
Государственная
власть: понятие и общие черты
Власть - сложный,
многоаспектный феномен, проявляющийся
в разных организационных формах,
методах и способах ее осуществления,
системе отношений, целях и т.д.
В юридической литературе одни авторы
рассматривают власть как определенную
функцию, присущую любому коллективу,
обществу; другие исследователи - как волевое
отношение (властеотношение) властвующего
и подвластного субъектов; третьи - как
способность властвующего (управляющего)
навязывать свою волю другим лицам; четвертые
- как организованную силу, способную подчинять
воле определенной социальной общности
других людей. Власть понимается также
как управление, связанное с принуждением.
И наконец, зачастую под властью понимается
государство или его органы, осуществляющие
власть (А.Ф. Черданцев).
По нашему мнению,
под социальной властью можно
понимать присущее всякой общности людей
отношение господства и подчинения
между субъектами, опирающееся на
принуждение.
Социальная власть
неотъемлема от любой организованной,
более или менее устойчивой и целенаправленной
общности людей. Она присуща и роду, и племени,
и семье, и общественной организации, и
партии, и государству, и обществу в целом,
и т.п. Это - важнейшее средство функционирования
социальных структур и институтов, существенный
элемент любой организации социальной
жизни.
Власть придает
обществу целостность, управляемость,
служит важнейшим фактором организованности
и порядка. Иными словами, это
системообразующий элемент, обеспечивающий
социальную жизнеспособность. Под воздействием
власти общественные отношения становятся
целенаправленными, приобретают характер
управляемых и контролируемых связей,
а совместная жизнь людей делается организованной
и упорядоченной.
Необходимость
социальной власти в коллективах
проистекает из совместной осознанной
общественной деятельности, что предполагает
разделение труда, регулирование поведения,
установление определенной иерархии,
порядка взаимоотношений людей в коллективе
и коллективов между собой. Социальная
власть всегда содержит элемент принуждения.
Формы принуждения, как и пути "присвоения"
чужой воли, многообразны, в связи с чем
различается множество разновидностей
власти по самым различным основаниям
деления: экономическая, военная, идеологическая,
религиозная, корпоративная, публичная
и частная, власть организации над добровольно
вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).
Государственная
же власть представляет собой особую
разновидность социальной власти. В
литературе по-разному понимается соотношение
категорий "государственная власть"
и "политическая власть".
Согласно одной
точке зрения, государственная власть
- более узкая категория, чем политическая
власть, ибо последняя осуществляется
не только государством, но и другими
звеньями политической системы общества:
органами местного самоуправления, партиями,
политическими движениями, общественными
организациями и т.п. Так, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти,
хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12,
гл. 8).
Вместе с тем
если государственная власть выступает
от имени всего общества, то политическая
- зачастую от какой-либо его части
или социальной группы, являющейся
субъектом политического
Согласно другой
точке зрения, понятие "политическая
власть" тождественно категории "государственная
власть", так как политическая
власть исходит от государства и
реализуется не иначе как при
его (прямом или косвенном) участии, разрешении
и пр.
Государственная
власть - это публично-политическое
отношение господства и подчинения
между субъектами, опирающееся на
государственное принуждение.
Подобная власть
осуществляет функцию, связанную с
руководством, управлением и координацией
волевых действий людей. Государственная
власть ведет к установлению таких отношений,
в которых она выступает как высший авторитет,
добровольно или вынужденно признаваемый
всеми членами социального сообщества,
сложившегося на данной территории. Властное
руководство предполагает, с одной стороны,
возможность носителей властных функций
определять поведение людей, с другой
- необходимость подвластных подчинять
свое поведение властному повелению. Подчинение
- следствие как убеждения, так и принуждения.
Власть есть сила, способная подчинять.
Утрата этого качества вызывает паралич
власти со всеми вытекающими отсюда последствиями
(Г.Н. Манов).
Государственная
власть:
1) распространяется
на все общество (это единственная
власть, которая имеет отношение ко
всем лицам, проживающим в данной стране,
является общеобязательной);
2) носит публично-политический
характер (призвана выполнять
3) опирается на
государственное принуждение (имеет право
применять силу, когда это необходимо
для достижения законных и справедливых
целей);
4) осуществляется
специальными лицами (чиновниками,
политиками и т.п.);
5) устанавливает
систему налогов;
6) организует население
по территориальному признаку;
7) характеризуется
легитимностью и легальностью.
Легитимность
и легальность власти - понятия
не совпадающие. Если легальность означает
юридическое обоснование
Во все времена
предметом постоянной озабоченности
правящих элит является легитимация
своей власти и политики, т.е. обеспечение
их признания и одобрения со стороны
подвластных. Чтобы добиться усиления
своей поддержки обществом, они стремятся
воздействовать на сознание людей всеми
средствами - идеологическими, научными,
правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими
и т.п.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.
Информация о работе Государственная власть: понятие и общие черты