Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Содержание

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 4
1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 7
2. Лицензирование отдельных видов деятельности 12
3. Основные положения законодательства о деятельности монополий и антимонопольного законодательства 16
4. Стандартизация и сертификация 22
5. Государственное регулирование ценообразования 25
Литература 30

Работа состоит из  1 файл

Правовое регул.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

Что касается соотношения  форм и методов государственного регули­рования предпринимательской  деятельности, то большинство форм тако­го регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права при­меняются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринима­тельской деятельности. Антимонопольный орган:

выдает хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения пред­писания;

направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполни­тельной власти и органам местного самоуправления;

дает предварительное  согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентра­цию капитала.

Большинство организационных  форм государственного регулирова­ния предпринимательской деятельности по характеру воздействия явля­ются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в пер­вую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако пря­мые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.

 

2. Лицензирование отдельных видов деятельности

В соответствии с Федеральный  закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К лицензируемым видам  деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с Федеральным  законом «О лицензировании отдельных  видов  деятельности» лицензированию подлежат следующие  виды деятельности:

1) разработка  авиационной  техники, в том числе авиационной  техники двойного назначения;

2) производство  авиационной техники, в том  числе авиационной техники двойного  назначения;

3) ремонт  авиационной  техники, в том  числе авиационной  техники двойного  назначения;

4) испытание  авиационной  техники, в том числе авиационной  техники двойного назначения;

5) деятельность  по  распространению шифровальных (криптографических)  средств;

6) деятельность  по  техническому обслуживанию  шифровальных (криптографических) средств;

7) предоставление  услуг  в области шифрования информации;

8) разработка, производство шифровальных (криптографических)  средств, защищенных с использованием  шифровальных (криптографических) средств  информационных систем, телекоммуникационных  систем;

9) деятельность  по  выявлению электронных устройств,  предназначенных для негласного  получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

10) деятельность  по  разработке, производству средств защиты конфиденциальной информации;

11) деятельность  по  технической защите конфиденциальной  информации;

12) разработка, производство, реализация и приобретение  в  целях продажи специальных   технических средств, предназначенных  для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

13) деятельность  по  изготовлению защищенной от  подделок  полиграфической продукции,  в  том числе бланков ценных бумаг,  а также торговля указанной продукцией;

14) разработка  вооружения  и военной техники;

15) производство  вооружения  и военной техники;

16) ремонт  вооружения  и военной техники;

17) утилизация  вооружения  и военной техники;

18) торговля вооружением  и военной техникой;

19) производство  оружия  и основных частей огнестрельного  оружия;

20) производство  патронов  к оружию и составных  частей  патронов;

21) торговля  оружием  и основными частями  огнестрельного  оружия;

22) торговля  патронами  к оружию;

23) экспонирование  оружия, основных частей огнестрельного  оружия, патронов к оружию;

24) коллекционирование  оружия, основных частей огнестрельного  оружия, патронов к оружию;

25) разработка  и производство  боеприпасов и  их составных  частей;

26) утилизация боеприпасов  и их составных частей;

27) выполнение  работ  и оказание услуг по  хранению, перевозкам и уничтожению   химического оружия;

28) эксплуатация  взрывоопасных  производственных  объектов (лицензирование  деятельности  прекращается со  дня вступления  в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);

29) эксплуатация  пожароопасных  производственных  объектов (лицензирование  деятельности  прекращается со  дня вступления  в силу технических  регламентов,  устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);

30) эксплуатация  химически опасных  производственных  объектов (лицензирование  деятельности  прекращается со  дня вступления  в силу технических  регламентов,  устанавливающих обязательные  требования  к лицензируемым видам деятельности);

31) деятельность  по проведению  экспертизы промышленной безопасности (лицензирование деятельности прекращается  со дня вступления в силу  технических регламентов, устанавливающих  обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);

32) производство  взрывчатых материалов  промышленного назначения;

33) хранение  взрывчатых материалов  промышленного  назначения;

34) применение  взрывчатых материалов  промышленного  назначения;

35) деятельность  по распространению взрывчатых  материалов промышленного назначения;

36) производство  пиротехнических  изделий;

37) деятельность  по распространению  пиротехнических  изделий IV и  V класса в соответствии  с национальным  стандартом;

38) деятельность  по тушению пожаров;

39) производство  работ по монтажу, ремонту и  обслуживанию средств обеспечения  пожарной безопасности зданий и сооружений (лицензирование деятельности прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);

40) производство  маркшейдерских  работ (лицензирование  деятельности  прекращается со дня вступления  в силу технических регламентов,  устанавливающих обязательные требования  к лицензируемым видам деятельности);

41) деятельность  по реставрации объектов культурного  наследия (памятников истории и  культуры);

42) геодезическая деятельность (лицензирование  деятельности прекращается со  дня вступления в силу технических  регламентов, устанавливающих обязательные  требования к лицензируемым видам деятельности);

43) картографическая  деятельность (лицензирование деятельности  прекращается  со дня вступления в силу  технических регламентов, устанавливающих  обязательные требования к лицензируемым  видам деятельности);

44) выполнение  работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы  и явления;

 

3. Основные положения законодательства о деятельности монополий и антимонопольного законодательства

Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих  субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, антимонопольное законодательство включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.

Антимонопольное законодательство основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели А.з. подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала,контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей. В некоторых государствах в антимонопольное законодательстве. Включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). Антимонопольное законодательство, как правило, является общенациональным.

Основная категория - доминирующее положение (монопольная  сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном)товарном рынке. Антимонопольное законодательство не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.

В РФ антимонопольное  законодательство появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосреду-ющих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.

Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция

РФ вместе с Законом о конкуренции, издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует антимонопольное законодательство РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенности антимонопольного законодательства РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти.

Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.

Запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными (полностью или частично) заключенные  в любой форме соглашения (согласованные  действия) конкурирующих хозяйствующих  субъектов(потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если таковые соглашения (согласованные действия) имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. Лишь в исключительных случаях названные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. В Законе о конкуренции приводится перечень соглашений, которые по своей сути нарушают положения

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности