Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 4
1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 7
2. Лицензирование отдельных видов деятельности 12
3. Основные положения законодательства о деятельности монополий и антимонопольного законодательства 16
4. Стандартизация и сертификация 22
5. Государственное регулирование ценообразования 25
Литература 30
Что касается соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган:
выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;
направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;
дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала.
Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.
В соответствии с Федеральный
закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности» лицензируе
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка авиационной
техники, в том числе
2) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
3) ремонт авиационной
техники, в том числе
4) испытание авиационной
техники, в том числе
5) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
6) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
7) предоставление услуг
в области шифрования
8) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
9) деятельность по
выявлению электронных
10) деятельность по разработке, производству средств защиты конфиденциальной информации;
11) деятельность по
технической защите
12) разработка, производство,
реализация и приобретение в
целях продажи специальных
технических средств,
13) деятельность по
изготовлению защищенной от подделок
полиграфической продукции, в
том числе бланков ценных
14) разработка вооружения и военной техники;
15) производство вооружения и военной техники;
16) ремонт вооружения и военной техники;
17) утилизация вооружения и военной техники;
18) торговля вооружением и военной техникой;
19) производство оружия
и основных частей
20) производство патронов к оружию и составных частей патронов;
21) торговля оружием
и основными частями
22) торговля патронами к оружию;
23) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
24) коллекционирование
оружия, основных частей
25) разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
26) утилизация боеприпасов и их составных частей;
27) выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
28) эксплуатация взрывоопасных производственных объектов (лицензирование деятельности прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);
29) эксплуатация пожароопасных производственных объектов (лицензирование деятельности прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);
30) эксплуатация химически опасных производственных объектов (лицензирование деятельности прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);
31) деятельность по проведению
экспертизы промышленной
32) производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
33) хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
34) применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
35) деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
36) производство пиротехнических изделий;
37) деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
38) деятельность по тушению пожаров;
39) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (лицензирование деятельности прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности);
40) производство маркшейдерских
работ (лицензирование деятельности
прекращается со дня
41) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
42) геодезическая деятельность (лицензирование
деятельности прекращается со
дня вступления в силу
43) картографическая деятельность
(лицензирование деятельности прекращается
со дня вступления в силу
технических регламентов,
44) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, антимонопольное законодательство включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы.
Антимонопольное законодательство основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели А.з. подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала,контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей. В некоторых государствах в антимонопольное законодательстве. Включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленные против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. Законодательные акты, содержащие одновременно нормы о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. характерны для государств с переходной экономической системой. Для государств, региональных объединений, где источником права являются также судебные решения, характерно принятие более широкой концепции антимонопольного права (картельное право ЕС, антитрестовское право США и др.). Антимонопольное законодательство, как правило, является общенациональным.
Основная категория - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном)товарном рынке. Антимонопольное законодательство не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом.
В РФ антимонопольное законодательство появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосреду-ющих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды.
Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция
РФ вместе с Законом о конкуренции, издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует антимонопольное законодательство РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенности антимонопольного законодательства РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти.
Законом запрещены действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Приводится открытый перечень таких действий.
Запрещаются и в установленном
порядке признаются недействительными
(полностью или частично) заключенные
в любой форме соглашения (согласованные
действия) конкурирующих хозяйствующих
субъектов(потенциальных
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности